Адвокатская деятельность и адвокатура
История вопроса
Нынешняя правовая основа
деятельности российской адвокатуры -
Положение об адвокатуре РСФСР,
утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980
г., - более чем устарело и не отражает
сложившееся положение дел в области
правозащиты. Философия развития адвокатуры
в Российской Федерации изложена в
Концепции судебной реформы от 1991 года. В
апреле 1996 г. Государственной Думой был
принят в первом чтении проект федерального
закона "Об адвокатуре в Российской
Федерации", внесенный Президентом РФ. В июне
1997 г. Президент РФ отозвал данный
законопроект для доработки. В октябре 1999 г.
проект закона об адвокатуре был поставлен в
повестку дня одного из заседаний
Государственной Думы. Но, как утверждают
очевидцы, из-за возникших разногласий
представителей Президента РФ и
Правительства РФ по его концепции и этот
проект был снят с рассмотрения. В
Государственной Думе нового созыва (в
феврале 2000 г.) Комитет по государственному
строительству вновь вернулся к
рассмотрению вопроса о дальнейшей судьбе
закона. В комитеты Думы было представлено
более десятка различных законопроектов об
адвокатуре.
На одном из заседаний
федерального Совета адвокатуры, в который
входят все адвокатские объединения России
(Федеральный союз адвокатов России, Гильдия
российских адвокатов, Ассоциация адвокатов
России, Международный союз (Содружество)
адвокатов), решили вернуться к рассмотрению
законопроекта, принятого Государственной
Думой в первом чтении. Участники заседания
пришли к мнению, что при условии
значительной доработки он концептуально
соответствует реалиям сегодняшнего дня и
будет способствовать улучшению оказания
правовой помощи российскому населению. 25
мая 2001 г. Президент РФ В. Путин внес в
Государственную Думу новый проект
федерального закона "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации". В этот же день состоялся VI
Чрезвычайный съезда федерального союза
адвокатов России, принявший резолюцию, в
которой высказана позиция адвокатского
сообщества к новой инициативе Президента
РФ.
Из Концепции судебной
реформы
Адвокатура и оказание
юридической помощи. Квалифицированная
правовая помощь населению немыслима без
расширения организационных и правовых
возможностей адвокатуры. Нужна реформа,
которая позволила бы вывести адвокатуру
из-под контроля Министерства юстиции,
обеспечить независимость и высокий престиж
судебной защиты.
Уровень развития
адвокатуры - индикатор состояния
демократии в обществе, один из признаков
реальной защищенности прав человека.
Предполагается закрепить в Конституции
РСФСР, что в целях оказания
квалифицированной юридической помощи
гражданам и организациям действует
независимая адвокатура.
Необходимы
резкое увеличение численности адвокатуры и
такая организация работы адвокатов,
которая будет обеспечивать реальное
расширение юридической помощи, в том числе
участие защитников в уголовном
судопроизводстве с момента объявления
подозреваемому постановления об аресте или
протокола задержания.
Действующее
Положение об адвокатуре РСФСР замалчивает
вопрос о независимости адвоката,
характеризуется избыточной правовой
регламентацией, порой неверно определяет
взаимоотношения коллегий адвокатов с
государственными органами.
Разрабатывая закон "Об адвокатуре в РСФСР",
следует предусмотреть невозможность его
корректировки всякого рода подзаконными
актами, т.е. не включать в него отсылочные к
ним нормы. Закон должен гарантировать
независимость адвокатуры как
самоуправляемой общественной организации
и быть посвящен взаимоотношениям коллегий
с государственными органами, их
должностными лицами, гражданами.
Коллегия адвокатов вправе по собственной
инициативе принимать любые решения, не
противоречащие действующему
законодательству, а потому дозволительный
порядок регуляции ее деятельности
недопустим. Внутренние вопросы адвокатуры
могут быть решены в уставах коллегий.
В
Законе "Об адвокатуре в РСФСР" и уставах
коллегий адвокатов должны быть отражены
следующие принципиальные положения:
добровольность вступления в коллегию и
выхода из нее;
сочетание личных,
коллегиальных (адвокатских), общественных и
государственных интересов;
материальная заинтересованность в
результатах своего труда и социальная
справедливость;
коллегиальность
руководства;
активное участие
адвокатов в деятельности коллегии, в
свободном обсуждении ее работы;
избрание путем прямых выборов при тайном
голосовании на альтернативной основе
органов и лиц, осуществляющих в коллегии
функции руководства, их систематическое
обновление и регулярную отчетность перед
адвокатами;
самоуправление коллегии,
включая самостоятельность в решении
вопросов о ее численном составе, приеме,
отчислении, исключении и дисциплинарной
ответственности сотрудников;
защита
профессиональных прав и интересов членов
коллегии, внимательное отношение к их
нуждам и запросам;
обязанность адвоката
соблюдать требования закона, хранить
профессиональную тайну и выполнять свой
долг перед клиентом на высоком
профессиональном уровне, а также блюсти
правила адвокатской этики: запрет для
адвоката признавать виновность
подсудимого, когда он отрицает, что
совершил преступление;
льготное
налогообложение коллегий адвокатов.
Придавая существенное значение повышению
роли адвокатуры, необходимо покончить с
недоверием к адвокатам. Законодательство
ряда зарубежных стран предусматривает их
участие в правотворческом процессе.
В
отличие от других участников подготовки
проектов решений, адвокаты не связаны
принадлежностью к какому-либо ведомству и
могли бы выступать независимыми
экспертами. Их знание судебной практики и
постоянное общение с гражданами, несущими в
юридическую консультацию свои заботы,
небесполезно для прогнозирования
эффективности законопроектов. Следовало бы
наладить официальное информирование
коллегий адвокатов Российской Федерации о
подготовке нормативных актов по вопросам,
затрагивающим конституционные права и
свободы граждан, направление коллегиям
проектов нормативных актов на
рецензирование.
Уважая многотрудную
адвокатскую работу, не нужно преграждать
путь в судебные залы юристам, не входящим в
коллегии и желающим практиковать вне их
рядов.
Поле деятельности по оказанию
юридической помощи населению столь
обширно, а монополия в любой сфере столь
губительна, что не следует использовать
иные рычаги, помимо конкуренции, для
установления преимуществ услуг адвокатуры
перед правовыми услугами, которые берутся
оказывать юридические фирмы, кооперативы,
индивидуально практикующие консультанты -
юристы. Соревнование их с традиционными
коллегиями адвокатов пойдет на пользу
обеим сторонам и обществу в целом. Но
непременными условиями выдачи лицензии на
оказание юридической помощи должны стать:
высшее юридическое образование
претендента, способность его преодолеть
некие моральные цензы (отсутствие
судимости, например), наличие опыта работы
по юридической специальности, сдача
квалификационного экзамена специальной
комиссии с участием судей, адвокатов,
преподавателей юридических вузов, научных
работников в области права. Результаты
таких квалификационных экзаменов будут, в
частности, определять право выступать
перед судом того или иного уровня.
Квалификационная дифференциация возможна
также для юристов, входящих в состав
коллегий адвокатов.
(Цитируется по
изданию
Верховного Совета РФ. М.,
1992)
Пояснительная записка к
законопроекту
Статьей 48 Конституции
Российской Федерации в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами
международного права закреплено право
каждого человека на получение
квалифицированной юридической помощи, в
том числе бесплатной, в случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Действующее в
настоящее время на территории Российской
Федерации Положение об адвокатуре РСФСР,
утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.
"Об утверждении Положения об адвокатуре
РСФСР", устарело и не отражает перемен,
происходящих в обществе. В указанном
Положении не учтены современные тенденции
развития адвокатуры, связанные с созданием
новых организационных структур
адвокатской деятельности, с параллельным
развитием сети организаций, оказывающих
правовые услуги.
Проект федерального
закона "Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации" (далее
именуется - проект) в ходе осуществления в
Российской Федерации судебной реформы
призван обеспечить правовое регулирование
вопросов деятельности адвокатуры,
взаимодействия органов самоуправления
адвокатов с государственными органами,
должностными лицами и гражданами,
гарантировать их независимость как
профессиональных некоммерческих
организаций. Порядок учреждения и работы
организаций и лиц, оказывающих правовые
услуги в качестве предпринимателей,
находится вне сферы правового
регулирования проекта.
Целью проекта
является расширение правовых и
организационных возможностей адвокатов по
оказанию квалифицированной юридической
помощи физическим и юридическим лицам.
Из
проекта федерального закона
"Об
адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации"
Статья 2. Адвокат.
Адвокатом является лицо, которое в
установленном настоящим Федеральным
законом порядке получило статус адвоката и
право осуществлять адвокатскую
деятельность. Адвокат является независимым
консультантом по правовым вопросам и не
вправе заниматься предпринимательской
деятельностью...