Адвокатская деятельность и адвокатура

История вопроса
Нынешняя правовая основа деятельности российской адвокатуры - Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., - более чем устарело и не отражает сложившееся положение дел в области правозащиты. Философия развития адвокатуры в Российской Федерации изложена в Концепции судебной реформы от 1991 года. В апреле 1996 г. Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона "Об адвокатуре в Российской Федерации", внесенный Президентом РФ. В июне 1997 г. Президент РФ отозвал данный законопроект для доработки. В октябре 1999 г. проект закона об адвокатуре был поставлен в повестку дня одного из заседаний Государственной Думы. Но, как утверждают очевидцы, из-за возникших разногласий представителей Президента РФ и Правительства РФ по его концепции и этот проект был снят с рассмотрения. В Государственной Думе нового созыва (в феврале 2000 г.) Комитет по государственному строительству вновь вернулся к рассмотрению вопроса о дальнейшей судьбе закона. В комитеты Думы было представлено более десятка различных законопроектов об адвокатуре.
На одном из заседаний федерального Совета адвокатуры, в который входят все адвокатские объединения России (Федеральный союз адвокатов России, Гильдия российских адвокатов, Ассоциация адвокатов России, Международный союз (Содружество) адвокатов), решили вернуться к рассмотрению законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении. Участники заседания пришли к мнению, что при условии значительной доработки он концептуально соответствует реалиям сегодняшнего дня и будет способствовать улучшению оказания правовой помощи российскому населению. 25 мая 2001 г. Президент РФ В. Путин внес в Государственную Думу новый проект федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В этот же день состоялся VI Чрезвычайный съезда федерального союза адвокатов России, принявший резолюцию, в которой высказана позиция адвокатского сообщества к новой инициативе Президента РФ.
Из Концепции судебной реформы
Адвокатура и оказание юридической помощи. Квалифицированная правовая помощь населению немыслима без расширения организационных и правовых возможностей адвокатуры. Нужна реформа, которая позволила бы вывести адвокатуру из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить независимость и высокий престиж судебной защиты.
Уровень развития адвокатуры - индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека. Предполагается закрепить в Конституции РСФСР, что в целях оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям действует независимая адвокатура.
Необходимы резкое увеличение численности адвокатуры и такая организация работы адвокатов, которая будет обеспечивать реальное расширение юридической помощи, в том числе участие защитников в уголовном судопроизводстве с момента объявления подозреваемому постановления об аресте или протокола задержания.
Действующее Положение об адвокатуре РСФСР замалчивает вопрос о независимости адвоката, характеризуется избыточной правовой регламентацией, порой неверно определяет взаимоотношения коллегий адвокатов с государственными органами.
Разрабатывая закон "Об адвокатуре в РСФСР", следует предусмотреть невозможность его корректировки всякого рода подзаконными актами, т.е. не включать в него отсылочные к ним нормы. Закон должен гарантировать независимость адвокатуры как самоуправляемой общественной организации и быть посвящен взаимоотношениям коллегий с государственными органами, их должностными лицами, гражданами.
Коллегия адвокатов вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству, а потому дозволительный порядок регуляции ее деятельности недопустим. Внутренние вопросы адвокатуры могут быть решены в уставах коллегий.
В Законе "Об адвокатуре в РСФСР" и уставах коллегий адвокатов должны быть отражены следующие принципиальные положения:
добровольность вступления в коллегию и выхода из нее;
сочетание личных, коллегиальных (адвокатских), общественных и государственных интересов;
материальная заинтересованность в результатах своего труда и социальная справедливость;
коллегиальность руководства;
активное участие адвокатов в деятельности коллегии, в свободном обсуждении ее работы;
избрание путем прямых выборов при тайном голосовании на альтернативной основе органов и лиц, осуществляющих в коллегии функции руководства, их систематическое обновление и регулярную отчетность перед адвокатами;
самоуправление коллегии, включая самостоятельность в решении вопросов о ее численном составе, приеме, отчислении, исключении и дисциплинарной ответственности сотрудников;
защита профессиональных прав и интересов членов коллегии, внимательное отношение к их нуждам и запросам;
обязанность адвоката соблюдать требования закона, хранить профессиональную тайну и выполнять свой долг перед клиентом на высоком профессиональном уровне, а также блюсти правила адвокатской этики: запрет для адвоката признавать виновность подсудимого, когда он отрицает, что совершил преступление;
льготное налогообложение коллегий адвокатов.
Придавая существенное значение повышению роли адвокатуры, необходимо покончить с недоверием к адвокатам. Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает их участие в правотворческом процессе.
В отличие от других участников подготовки проектов решений, адвокаты не связаны принадлежностью к какому-либо ведомству и могли бы выступать независимыми экспертами. Их знание судебной практики и постоянное общение с гражданами, несущими в юридическую консультацию свои заботы, небесполезно для прогнозирования эффективности законопроектов. Следовало бы наладить официальное информирование коллегий адвокатов Российской Федерации о подготовке нормативных актов по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, направление коллегиям проектов нормативных актов на рецензирование.
Уважая многотрудную адвокатскую работу, не нужно преграждать путь в судебные залы юристам, не входящим в коллегии и желающим практиковать вне их рядов.
Поле деятельности по оказанию юридической помощи населению столь обширно, а монополия в любой сфере столь губительна, что не следует использовать иные рычаги, помимо конкуренции, для установления преимуществ услуг адвокатуры перед правовыми услугами, которые берутся оказывать юридические фирмы, кооперативы, индивидуально практикующие консультанты - юристы. Соревнование их с традиционными коллегиями адвокатов пойдет на пользу обеим сторонам и обществу в целом. Но непременными условиями выдачи лицензии на оказание юридической помощи должны стать: высшее юридическое образование претендента, способность его преодолеть некие моральные цензы (отсутствие судимости, например), наличие опыта работы по юридической специальности, сдача квалификационного экзамена специальной комиссии с участием судей, адвокатов, преподавателей юридических вузов, научных работников в области права. Результаты таких квалификационных экзаменов будут, в частности, определять право выступать перед судом того или иного уровня.
Квалификационная дифференциация возможна также для юристов, входящих в состав коллегий адвокатов.
(Цитируется по изданию
Верховного Совета РФ. М., 1992)
Пояснительная записка к законопроекту
Статьей 48 Конституции Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права закреплено право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее в настоящее время на территории Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР", устарело и не отражает перемен, происходящих в обществе. В указанном Положении не учтены современные тенденции развития адвокатуры, связанные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги.
Проект федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее именуется - проект) в ходе осуществления в Российской Федерации судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать их независимость как профессиональных некоммерческих организаций. Порядок учреждения и работы организаций и лиц, оказывающих правовые услуги в качестве предпринимателей, находится вне сферы правового регулирования проекта.
Целью проекта является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Из проекта федерального закона
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации"

Статья 2. Адвокат. Адвокатом является лицо, которое в установленном настоящим Федеральным законом порядке получило статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым консультантом по правовым вопросам и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью...

Энергоснабжению - четкое правовое регулирование  »
Комментарии к законам »
Читайте также