Статья 2. адвокат. адвокатом является лицо, которое в установленном настоящим федеральным законом порядке получило статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. адвокат является независимым консультантом по правовым вопросам и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью...

Статья 3. Адвокатура
Адвокатура является профессиональным сообществом лиц, получивших статус адвоката и занимающихся адвокатской деятельностью. Адвокатура является институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления...
Статья 6. Государственная политика в области адвокатской деятельности
В целях обеспечения адвокатской деятельности и доступности для населения юридической помощи органы государственной власти устанавливают гарантии независимости адвокатуры Российской Федерации, предусматривают для адвокатов, их организаций и объединений финансирование расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, оказывают содействие адвокатам, их организациям и объединениям в получении необходимых служебных помещений, средств связи и организационной техники.
Статья 7. Реестры адвокатов
Министерство юстиции Российской Федерации ведет Федеральный реестр адвокатов (далее - Федеральный реестр), а его территориальные органы - Реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - Реестр), который подлежит опубликованию в средствах массовой информации субъекта Российской Федерации не реже двух раз в год...
Статья 11. Приобретение статуса адвоката
Правом на приобретение статуса адвоката и занятие адвокатской деятельностью в Российской Федерации обладают лица:
1) имеющие высшее юридическое образование, полученное в государственном или ином имеющем государственную аккредитацию по юридической специальности образовательном учреждении высшего профессионального образования;
2) имеющие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшие стажировку в адвокатском кабинете или адвокатском бюро;
3) не совершившие порочащих их поступков.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи претендентом на статус адвоката (далее - претендент) квалификационного экзамена...
Статья 21. Формы организации адвокатской деятельности
Адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро).
Право выбора формы организации и места осуществления адвокатской деятельности остается за адвокатами при обязательном уведомлении адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
Статья 22. Адвокатский кабинет
Адвокат, принявший решение осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывает адвокатский кабинет, уведомляя об этом адвокатскую палату субъекта Российской Федерации...
Статья 23. Адвокатское бюро
Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Об учреждении адвокатского бюро партнеры уведомляют адвокатскую палату субъекта Российской Федерации...
Статья 28. Состав адвокатуры
Адвокаты, включенные в Реестр органом юстиции субъекта Российской Федерации, составляют адвокатуру этого субъекта Российской Федерации.
Адвокаты, включенные в Федеральный реестр Министерством юстиции Российской Федерации, составляют адвокатуру Российской Федерации.
Статья 29. Органы адвокатского самоуправления
Высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры субъекта Российской Федерации является ежегодное собрание адвокатов...
Решения ежегодного собрания адвокатов являются обязательными для всего состава адвокатуры субъектов Российской Федерации.
Высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры Российской Федерации является съезд адвокатов Российской Федерации, созываемый не реже одного раза в два года...
Решения съезда адвокатов Российской Федерации обязательны для всего состава адвокатуры Российской Федерации.
Статья 30. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры субъекта Российской Федерации в периоды между ежегодными собраниями адвокатов...
На территории субъекта Российской Федерации создается только одна адвокатская палата, которая не может образовывать свои структурные подразделения на территориях других субъектов Российской Федерации. Создание межсубъектных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается...
Статья 32. Федеральная палата адвокатов
Федеральная палата адвокатов является высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры Российской Федерации в периоды между съездами адвокатов Российской Федерации...
В Российской Федерации образуется только одна Федеральная палата адвокатов. Формирование других органов адвокатского самоуправления с аналогичными функциями не допускается...
Статья 35. Квалификационные комиссии
При адвокатских палатах субъектов Российской Федерации создаются квалификационные комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, подавших заявления о присвоении статуса адвоката.
Квалификационная комиссия создается сроком на 2 года в количестве 12 человек: шести представителей адвокатуры субъекта Российской Федерации, которые назначаются адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, двух представителей органа юстиции в субъекте Российской Федерации, двух представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации из числа лиц, не являющихся государственными служащими или депутатами, и по одному представителю суда общей юрисдикции и арбитражного суда в субъекте Российской Федерации...
Статья 41. Обеспечение граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью, а также помощью по назначению
Все адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в течение 20 дней после их образования обязаны принять в соответствии с настоящим Федеральным законом решения, связанные с оказанием гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда...
Заключение Правительства
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово - экономического обоснования.
Реализация указанного законопроекта потребует ассигнований за счет средств федерального бюджета: на единовременные расходы 42416 тыс. рублей и на ежегодные расходы - 17327,3 тыс. рублей. Указанные средства необходимы для увеличения штатной численности сотрудников Минюста России и его территориальных органов и для их материально - технического оснащения.
Абзацем 4 статьи 25 проекта предусматривается, что размер гонорара труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве без заключения соглашения с клиентом в качестве защитника (по назначению органов дознания и предварительного следствия, прокурора и суда), определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Федерального союза адвокатов Российской Федерации, при этом отсутствие данных в финансово - экономическом обосновании о предполагаемом размере гонорара не позволяет определить объем средств федерального бюджета на эти цели.
В расходах федерального бюджета на 2001 год на указанные цели предусмотрены ассигнования по разделу "Судебная власть" в размере 60 млн. рублей.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект при учете следующих замечаний.
Из текста статьи 6 проекта следует исключить слова: "предусматривают для адвокатов, их организаций и объединений льготы по тарифам, налогам, сборам и арендной плате".
Также предлагается исключить из статьи 38 законопроекта слова: "и устанавливают для них ставки арендной платы, оплаты коммунальных услуг и услуг связи на уровне ставок, установленных для судов общей юрисдикции".
Это следует из Концепции бюджетной политики Правительства Российской Федерации, предусматривающей сокращение обязательств федерального бюджета по финансированию ведомственных льгот.
Резолюция VI Чрезвычайного съезда
Федерального союза адвокатов России
от 25 мая 2001 г.
1. VI Чрезвычайный съезд адвокатов признает назревшую необходимость принятия нового закона об адвокатуре и поддерживает отдельные концептуальные положения законопроекта, в частности о гарантиях адвокатской деятельности, о единой структуре, действующей в субъекте Российской Федерации, о недопустимости межтерриториальных адвокатских образований, об адвокатской тайне, о правовом статусе адвоката как субъекта оказания юридической помощи.
2. Вместе с тем съезд отмечает, что законопроект, предусматривая коренное изменение организационных структур адвокатуры, разрушает испытанные временем и практикой принципы обеспечения юридической помощью и выполнения обязательных поручений на участие адвокатов в уголовном судопроизводстве.
Отдавая в первичные структурные образования (адвокатские бюро) право создавать свои филиалы на территории субъектов Российской Федерации (ст. 23), законопроект не учитывает основной интерес обеспечения юридической помощью населения слаборазвитых в экономическом отношении и отдаленных районов, каковых большинство на территории Российской Федерации, там, где юридическая помощь оказывается на дотационной основе. В этом, естественно, не заинтересованы партнерские образования, носящие частный характер. Механизм воздействия на их деятельность палаты в проекте совершенно не прописан, и очевидно, что лишение органа самоуправления адвокатуры прерогативы осуществлять расстановку ее кадров в местах, где нуждаемость в юридической помощи и в обеспечении бесплатной работы по требованиям органов следствия и судов, приведет к непредсказуемым последствиям и парализует правоприменительную систему на территории каждого субъекта Российской Федерации.
Отсутствие корпоративности в виде членства адвокатов в конкретной коллегии, а не в частном партнерском коллективе, создаст дезорганизацию и неуправляемость адвокатского сообщества.
3. Не решен в проекте вопрос правопреемства новых адвокатских образований в связи с ликвидацией действующих коллегий адвокатов.
4. Не предусмотрены ограничения адвокатов на занятия иной деятельностью, кроме адвокатской.
5. Отсутствие в проекте требования наличия российского гражданства открывает неограниченный доступ иностранным юристам к адвокатской практике в России.
6. Не предусмотрены материально - техническое содействие адвокатуре со стороны государственных органов и приравнивание ставок оплаты аренды помещений и услуг связи к ставкам, действующим для судов.
7. Проект закона не предусматривает ограничений на юридическую практику любым юридическим и физическим лицам на платной основе, что превращает в фикцию конституционную гарантию на получение квалифицированной юридической помощи.
Имеются и другие замечания к законопроекту, например касающиеся прекращения статуса адвоката (ст. 19), определения квот представительства в первом собрании адвокатов (ст. 39).
Изменение традиционных форм организации деятельности адвокатуры может быть пригодно лишь для столицы и крупных промышленных центров России и является данью бездумному стремлению к новшествам в терминологии и не отвечает действительным потребностям общества в организации правозащиты в Российской Федерации.
Съезд считает необходимым сохранение в законе терминов "коллегия адвокатов" и "юридическая консультация", тем более что введенный в проект термин "палата", обозначающий исполнительный орган, противоречит значению этого термина в Федеральном законе "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11 февраля 1993 г.


ПРОЕКТ ЗАКОНА ОБ АДВОКАТУРЕ УЩЕМЛЯЕТ
ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ
А. ГАЛОГАНОВ
А. Галоганов, президент Федерального союза адвокатов России.
Адвокатская общественность озабочена коренным изменением организационных структур адвокатуры, в частности ликвидацией коллегий адвокатов.
Вместо коллегий адвокатов в законопроекте предлагается адвокатура субъекта Федерации; вместо президиума, рабочего органа самоуправления, - адвокатская палата; вместо юридической консультации - адвокатские кабинеты и бюро. К сожалению, возможны значительные негативные последствия как для адвокатуры, так и для обеспечения ею гарантий, установленных ст. 48 Конституции РФ для граждан, нуждающихся в юридической помощи, профессиональном представительстве и защите.
Адвокатские кабинеты и бюро, создаваемые

К тексту закона »
Читайте также