Статья: знакомимся с меню интернет-кафе (локтева ю.а.) ("предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, n 1)

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1
ЗНАКОМИМСЯ С МЕНЮ ИНТЕРНЕТ-КАФЕ
Лет десять назад интернет-кафе считались чем-то экзотическим. Сегодня они прочно заняли свою нишу на рынке информационного сервиса и услуг общественного питания. В интернет-кафе в отличие от традиционных баров и кафе посетители среднего достатка могут не только перекусить, но и интеллектуально скрасить свой досуг, а также поработать благодаря возможности удаленного доступа к информационным ресурсам. Предприятиям общественного питания данное направление деятельности поможет принести дополнительный доход и найти новых клиентов.
Об основных преимуществах и недостатках таких заведений, особенностях организации работы и перспективах их развития, а также об учетных и налоговых аспектах интернет-кафе рассказано в данной статье.
О настоящем и будущем интернет-кафе
Когда люди пользуются услугами интернет-кафе? Когда у них временно или постоянно отсутствует доступ в Интернет дома или на работе. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Помимо доступа к информационным и развлекательным ресурсам Всемирной паутины пользователи сети могут совершать покупки, заказывать железнодорожные билеты, резервировать гостиницы, оплачивать другие услуги... Им пользуются не столько обыватели, сколько приезжие, командированные, туристы, которые имеют потребность в перечисленных услугах. Посещает интернет-кафе и молодежь, считая эти заведения удобным местом для отдыха и общения. И нет ничего удивительного в том, что все больше ресторанов, кафе и кофеен устанавливают интернет-технологии.
Несмотря на положительные стороны последних, ряд экспертов заявляют о снижении популярности интернет-кафе. "Бум прошел", - утверждают они. Связано это не только с тем, что компьютеры постепенно приходят в каждый дом, но и с развитием беспроводных технологий передачи данных и доступа к сети. По мнению автора, не стоит забегать вперед. Такие технологии пока находятся на стадии становления и развития, они не скоро станут общедоступными. Кроме того, у беспроводных технологий есть свои минусы. Это низкая скорость передачи данных и не всегда стабильная работа беспроводного канала. Немаловажную роль играет цена вопроса. По сравнению с привычным проводным Интернетом высока даже не стоимость передачи-получения данных, а оборудование, позволяющее выйти в Интернет по беспроводному каналу. Такое оборудование есть не у всех, поэтому списывать проводную технологию доступа к сети еще рано.
Возможно, в крупных городах интернет-кафе уже не так переполнены, как прежде, тем не менее в регионах данное направление деятельности предприятий общественного питания продолжает развиваться. Услуги Интернета доступны не каждому, а для пользователей сети большую роль играют стабильный сигнал и место, где можно спокойно поработать. Для этого как нельзя лучше подходят именно интернет-кафе. Возможность совместить приятное с полезным - хороший стимул для его посетителей.
Что учесть в работе интернет-заведения?
Для организации интернет-кафе помимо требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания, их владельцам нужно создать условия для доступа и пользования интернет-ресурсами. Перечислим капитальные и текущие затраты. К первым относятся приобретение компьютерного оборудования, оргтехники и мебели, программного обеспечения. Вторые связаны с выбором интернет-провайдера (оператора связи), подключением к сети Интернет, разработкой технологии и документов, регламентирующих работу интернет-кафе.
Выручка интернет-кафе, как и любого другого предприятия общественного питания, зависит от количества посетителей и его месторасположения. Безусловно, наилучший вариант, когда интернет-кафе находится в оживленном месте, например, в торговом или развлекательном центре, которые посещают очень часто, особенно целевая для интернет-кафе аудитория - молодежь. В то же время, если заведение уже завоевало популярность у населения, то его месторасположение в меньшей степени влияет на посещаемость постоянными клиентами. Знакомые с ценами, качеством, обстановкой, они отдадут предпочтение кафе, находящемуся неподалеку от дома, места учебы, работы.
Не последнюю роль играет внешний вид заведения. Полуподвальное размещение отдельных компьютерных клубов, недостаточное освещение и другие недоработки интерьера невольно создают ощущение нелегального положения таких заведений. Цены в них могут быть ниже, но зато и сервис соответствующий. Интернет-кафе - это не компьютерный клуб, а предприятие общественного питания, его облик должен отвечать данному типу заведения.
Посетители таких кафе могут поинтересоваться скоростью доступа в Интернет. Чем она меньше, тем, очевидно, больше времени и денег потратит посетитель. Но выгодно ли это интернет-кафе? Ведь деньги клиентов пойдут не только заведению, но и в оплату услуг провайдера, предоставившего доступ в Интернет. В итоге, прибыль может увеличиться у оператора связи, а у интернет-кафе возрастут доходы и расходы, финансовый результат если и изменится, то несущественно. Это говорит о том, что интернет-кафе не следует экономить на качественном оборудовании и высокоскоростном доступе к интернет-ресурсам. Неотъемлемым дополнением к ним являются современные компьютеры с необходимым программным обеспечением и объемом памяти. Также посетителям могут понадобиться принтер, сканер, веб-камера и другие устройства для работы с информацией. Чем лучше оснащено интернет-кафе, тем больше у него шансов завоевать популярность.
К сведению: количество используемых в интернет-кафе компьютеров и установленного на них программного обеспечения обязывает владельцев этих заведений позаботиться о законном приобретении программных продуктов. Это подтверждают торгово-закупочные документы (накладные, счета-фактуры, "платежки") и лицензионные договоры на коммерческое использование программного обеспечения (ст. ст. 1225, 1233 ГК РФ).
Следующий немаловажный момент для интернет-кафе - форма оплаты услуг доступа в сеть Интернет. Наиболее прогрессивный вариант - если заведение предложит несколько тарифов для расчетов: повременный или "мегабайтный" (в зависимости от количества полученной информации). Тогда клиент будет иметь возможность платить так, как ему выгодно, что создает эффективную рекламу для интернет-заведения. К сожалению, тарифы в большей степени определяет не интернет-кафе, а заключенный с провайдером (оператором связи) договор. Заведению следует ориентироваться на тех, кто предоставляет несколько доступных и удобных для пользователя тарифов.
Желательно, чтобы таким же удобным был график работы интернет-кафе. Большинство предприятий общественного питания (рестораны, бары) и компьютерные клубы ориентированы на вечернее и ночное время суток. В интернет-кафе не так много посетителей, предпочитающих ночной образ жизни и работу ночью. Основная масса посетителей заходит в дневные и вечерние часы, которые наиболее предпочтительны для графика работы такого кафе.
Нужна ли лицензия на коммерческий доступ в Интернет?
У предприятий общественного питания не так много лицензий, одна из них - лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Лицензия на предоставление доступа к сети Интернет нужна, прежде всего, операторам связи, оказывающим телематические услуги (см. Перечень лицензируемых услуг связи) <1>. Следует ли получать такую лицензию интернет-кафе? По мнению автора, нет.
--------------------------------
<1> Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87.
Лицензируемые телематические услуги включают предоставление абоненту доступа к сети связи лицензиата, к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, приема и передачи электронных сообщений (п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 N 575) <2>. У интернет-кафе собственной сети связи, конечно, нет, и приемом, передачей электронных сообщений оно не занимается, а предоставляет оборудование и доступ к сети, выступая в качестве пользователя услуг связи, который фактически перепродает данные услуги своим посетителям.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи".
Интернет-кафе является предприятием общественного питания, а не провайдером и уж тем более не оператором связи, которые оказывают лицензируемые услуги связи. Как уже было отмечено, кафе такие услуги не оказывает, поэтому ему нужно оформить договорные отношения с оператором связи (провайдером) и выполнить принятые обязательства по оплате оказываемых услуг доступа к интернет-ресурсам.
Учетные моменты оказания интернет-услуг
В бухгалтерском учете интернет-кафе помимо операций общественного питания подлежат отражению доходы и расходы, связанные с предоставлением посетителям доступа к сети Интернет и иных услуг по обработке информации. Можно ли рассматривать данные услуги в составе услуг общественного питания? Скорее всего, нет, даже если включить их оплату в стоимость блюд. Это не расширит перечень услуг общественного питания, который перечислен в Общероссийском классификаторе услуг населению <3>. Они включают несколько групп: услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, услуги по организации потребления и обслуживания, услуги по реализации кулинарной продукции, услуги по организации досуга, информационно-консультационные услуги и прочие услуги общественного питания. Ни в одной из этих групп нет услуг по предоставлению доступа к сети Интернет и возможности пользования информационными ресурсами. Доходы и расходы, связанные с оказанием таких услуг, интернет-кафе следует отражать отдельно от услуг питания.
--------------------------------
<3> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Учет доходов и расходов, связанных с предоставлением доступа к сети и пользованием интернет-ресурсами, зависит от того, какой договор заключило интернет-кафе с провайдером. Договор является основным документом, определяющим обязательства сторон, возникающие в связи с осуществлением сделок (ст. 420 ГК РФ).
В случае оформления договора возмездного оказания услуг провайдер включает в выручку все поступления от оплаты предоставленных услуг. Так же поступит и интернет-кафе - отразит в составе выручки в полной сумме все поступления денежных средств от посетителей заведения, воспользовавшихся услугами доступа к сети и пользования интернет-ресурсами. Это требование п. 6.1 ПБУ 9/99, которое определяет величину выручки исходя из цены, установленной договором. Почему оно действует в данной ситуации с интернет-кафе? Потому что последнее оказывает посетителям услугу, а значит, здесь применимы правила регулирования отношений при заключении договора возмездного оказания услуг и определения цены, согласованной сторонами договорных отношений.
Несмотря на то что заведение является заказчиком комплекса услуг доступа к сети Интернет, которые фактически оказывают провайдеры (операторы связи), оно вправе покупать и продавать эти услуги клиентам. Одно из правил регулирования отношений при заключении договора возмездного оказания услуг состоит в том, что исполнитель может предоставлять услуги не лично, а передав эти обязательства другим исполнителям и предусмотрев данное условие в договоре (ст. 780 ГК РФ). Таким образом, при заключении договора возмездного оказания услуг с провайдером (оператором связи) интернет-кафе определяет в учете выручку исходя из всех полученных от посетителей заведения доходов, а расходы - по затратам на оплату счетов провайдера (оператора связи).
Рассмотренный вариант отражения в учете доходов и расходов является традиционным и наиболее часто используется непосредственными исполнителями услуг. Как мы указали выше, интернет-кафе в части предоставления интернет-услуг можно рассматривать как посредника провайдера, предлагающего доступ в Интернет. Тем самым интернет-кафе и провайдеры могут заключить посреднический (например, агентский) договор по предоставлению доступа в Интернет. В таком случае кафе будет исполнять агентские функции по предоставлению посетителям доступа к сети и приему от них денежных средств. Оно учитывает доходы и расходы следующим образом. Полученные от клиентов денежные средства не признаются доходами посредника (п. 3 ПБУ 9/99) и учитываются на счетах расчетов. В составе выручки отражаются только суммы посреднического вознаграждения, удерживаемые агентом (интернет-кафе) из средств, подлежащих перечислению принципалу (провайдеру). Вознаграждение в зависимости от условий заключенного договора может составлять либо фиксированную сумму, либо процент суммы принятых от клиентов денежных средств.
В составе расходов агент признает только собственные затраты, связанные с исполнением агентского договора, - заработную плату персонала и социальные отчисления с нее, оплату коммунальных услуг, арендные и иные платежи, амортизационные отчисления по компьютерам. Не отражается в составе расходов перечисляемая принципалу прибыль, равная разности между суммой принятых от клиентов денежных средств и вознаграждением агента (п. 3 ПБУ 10/99). Данные суммы целесообразно отражать на счете 76, который является универсальным и наиболее подходит для посредников. В целом порядок бухгалтерского учета у интернет-кафе, выступающего в роли агента (провайдера), нетруден. Главное - отразить доходы в виде посреднического вознаграждения и учесть собственные расходы, связанные с исполнением принятого субагентом поручения. Остальные поступления и выплаты денежных средств отражаются на счетах расчетов и закрываются после того, как завершены все расчеты с клиентами и принципалом.
Выбор варианта учета доходов и расходов интернет-кафе в части предоставления интернет-услуг зависит от условий заключенного с провайдером договора. То же самое можно сказать о налоговом учете доходов и расходов, при этом режим налогообложения мало зависит от условий договора интернет-кафе с провайдером, а определяется видом деятельности.
Какой налоговый режим выбрать?
Для владельцев интернет-кафе это является первоочередной задачей. От ее решения зависит, какие налоги будет уплачивать заведение. "Вмененка" больше всего подходит с точки зрения простоты расчетов с бюджетом и минимизации ряда налоговых обязательств. Разъяснения по применению этого налогового режима даны в Письмах Минфина России от 07.05.2007 N 03-11-04/3/148, от 06.07.2006 N 03-11-05/169.
В более раннем чиновники сопоставили предоставление услуг населению в интернет-кафе с бытовыми услугами, которые могут переводиться на "вмененку" по решению органов местного самоуправления. К бытовым относятся услуги, оказываемые физическим лицам, предусмотренные Общероссийским классификатором
Читайте также