Статья: о возврате поставщику товаров, не проданных сетью (шоломова е.в.) ("пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, n 12)
"Пищевая промышленность: бухгалтерский
учет и налогообложение", 2010, N 12
О ВОЗВРАТЕ ПОСТАВЩИКУ ТОВАРОВ, НЕ ПРОДАННЫХ СЕТЬЮ Вступивший в силу в начале 2010 г. (точная дата - 01.02.2010) Закон о торговле <1> вызывает сегодня большой интерес и провоцирует множество вопросов у аналитиков, СМИ и тем более у предпринимательского сообщества. В рамках предлагаемой статьи мы решили детально проработать один из назревших вопросов - о том, какой смысл заложен в норме о запрете на навязывание поставщику условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Запрет на что? Примечание. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле). Устанавливает ли процитированная норма принципиальный запрет на включение в договор поставки условия о возврате товаров поставщику? Из содержания новостных обзоров и комментариев к Закону о торговле в СМИ вполне может сложиться мнение, что это так. Вот, например, выдержка из новостного обзора в СМИ <2>: "...много проблем связано с отменой возможности возврата торговыми сетями скоропортящихся товаров обратно поставщикам; в результате сети перестраховываются и закупают на 20 - 30% меньше скоропортящихся продуктов... хлеб, молоко и другие продукты не поступают на полки в требуемых количествах. Хлебозаводы, ощутившие существенное снижение товарооборота, неоднократно обращались к ритейлерам с просьбой забирать непроданную продукцию для переработки. Но это запрещает буква закона...". -------------------------------- <2> www.uao.mbm.ru. Спешим разубедить читателей. В первоисточнике заложен совершенно иной смысл. "Буква закона" не вводит запрета на возврат непроданных товаров, запрет установлен, обратите внимание, на навязывание контрагенту такого условия договора, да и то не во всех случаях. Что значит "навязывание"? Разобраться в значении этого термина поможет Письмо ФАС России от 17.07.2010 N ИА/22313. Антимонопольная служба считает, что навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. ФАС считает, что добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Выводы? Добровольное подписание договора поставки при отсутствии протокола разногласий, деловой переписки, иных доказательств того, что поставщик не был согласен с условиями его заключения, желал бы их изменить, навязывания не образует. В отношении кого установлен запрет? Следующий момент, который необходимо прояснить, касается субъектов, в отношении которых установлен запрет. Читаем пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле: хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается... Как видим, здесь названо два субъекта: торговая сеть и поставщик товаров сети. Читаем далее: ...навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров. Это уже третий субъект. Понятие "хозяйствующий субъект, осуществивший поставки продовольственных товаров" расшифровано в п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона о торговле. Это любой субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. Делаем вывод: торговой сети запрещено навязывать условие о возврате непроданных товаров поставщику торговой сети, а последнему (если он поставляет не производимые, а закупаемые им товары) - своему поставщику. Случаи-исключения Запрет на навязывание контрагенту условия о возврате непроданных товаров не распространяется на те случаи, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ. Термин "законодательство" раскрывается в теории права в широком и узком смыслах. В узком смысле законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов (НПА) Федерального Собрания РФ, в широком - совокупность всех НПА, действующих в государстве. НПА - официальный письменный документ, в строго определенной форме принятый уполномоченным лицом и содержащий нормативное предписание, адресованное неопределенному кругу лиц. Автор данной статьи проанализировал значительный массив действующих НПА с целью выяснить, допускается (предусмотрен) ли какими-либо из них возврат не проданных по истечении определенного срока продовольственных товаров поставщику. В результате было обнаружено только два документа, в которых есть соответствующие положения о возврате: СанПиН 2.3.4.545-96 "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" <3> и Санитарные правила по возврату кондитерских изделий из торговой сети и их переработке <4>. Но относятся ли названные документы к НПА? Без сомнения, да. Так, согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 1) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Аналогично предшественник данного Закона - одноименный Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 причислял к нормативным актам санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (санитарные правила). -------------------------------- <3> Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20. <4> Утверждены Минздравом СССР 15.11.1974 N 1195-74. Еще раз о возврате хлеба и хлебобулочных изделий На страницах журнала мы неоднократно комментировали <5> Письма Минфина (от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8, от 11.02.2009 N 03-03-09/18) на тему выкупа из магазинов продукции хлебопечения с истекшим сроком годности. Напомним, финансисты разрешили поставщикам признавать расходы, связанные с выкупом такой продукции. На первый взгляд, данные разъяснения положительны для налогоплательщика. В действительности это не так. Дело в том, что толкование СанПиН 2.3.4.545-96 "от Минфина" не соответствует истинному смыслу этого документа и, кроме того, противоречит Закону о торговле. Минфин сделал вывод, что положениями СанПиН 2.3.4.545-96 на поставщика (производителя): - возлагается ответственность за переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов вне зависимости от того, что право собственности на них перешло торговой организации; - предопределяется необходимость включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности (купли-продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых продуктов для целей их последующей утилизации или уничтожения. -------------------------------- <5> Давыдова О.В. "Возврат поставщику хлеба с истекшим сроком реализации", 2010, N 3; Борисов В.В. "Выкуп просроченной продукции из розничной сети", 2010, N 11. Следовательно, развивает мысль Минфин, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения. Такова концепция финансистов. Получается нелогично: в общем случае пищевые продукты с истекшим сроком годности (молоко, мясо и пр.) поставщик не обязан выкупать у продавца, а именно хлебной продукции "повезло". Прав ли Минфин? Действительно ли законодательством на поставщика хлебобулочной продукции возлагается обязанность выкупать ее по истечении срока годности? Изучаем СанПиН 2.3.4.545-96. Согласно п. 3.1.1 этого документа установленные в нем правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На основании п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96 хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятиях торговли после выхода из печи не более: - 36 ч - хлеб из ржаной и ржано-пшеничной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки; - 24 ч - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеянной муки; - 16 ч - мелкоштучные изделия массой 200 г и менее (включая бублики). По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые. Обратим внимание на несколько моментов. Первое. В п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96 перечислены не все виды хлебобулочных изделий. Согласно ГОСТ Р 51785-2001 "Изделия хлебобулочные. Термины и определения" <6> к хлебобулочным изделиям относятся: хлеб, булочное изделие, мелкоштучное булочное изделие, изделие пониженной влажности, пирог, пирожок, пончик. В свою очередь, к хлебобулочным изделиям пониженной влажности относятся: бараночные изделия, сухари, гренки, хрустящие хлебцы, соломка, хлебные палочки. -------------------------------- <6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 27.07.2001 N 298-ст. Как видим, в интересующем нас пункте санитарных правил не упоминаются пироги, пирожки и пончики, бараночные и сухарные изделия. Второе. Сроки, по истечении которых перечисленные виды хлеба и хлебобулочных изделий возвращаются поставщику как черствые, являются не сроками их годности, а сроками реализации, что не одно и то же. ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" <7> различает срок хранения, срок годности и срок реализации продукта. -------------------------------- <7> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст. Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению (п. 2.10). Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению (п. 2.11). Срок реализации - период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю (п. 2.12). Срок годности обязательно устанавливается изготовителем на те пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и которые приобретают свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачивается пригодность для использования по назначению. Что касается срока реализации, изготовитель устанавливает его с учетом некоторого разумного периода хранения и использования продукта по назначению в домашних условиях (п. 3.5.12 ГОСТ Р 51074-2003). В ГОСТ Р 51074-2003 приведен перечень необходимой для потребителя информации по группам пищевых продуктов. Из него, например, следует, что в отношении хлебобулочных изделий фасованных и упакованных штучных (п. 4.8.1) срок годности устанавливается только для бараночных и сухарных изделий, соломки, хлебцев хрустящих, хлебных палочек, пирогов, пирожков и пончиков. А срок реализации, например, устанавливается для неупакованных хлебобулочных изделий (п. 4.8.2 ГОСТ Р 51074-2003). Номенклатура продукции с кодами ОКП, в отношении которой изготовитель должен в обязательном порядке устанавливать сроки годности, содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.06.1997 N 720. Руководствоваться этим документом нужно будет вплоть до принятия соответствующего технического регламента (Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32). Согласно Постановлению Правительства РФ N 720 срок годности обязательно устанавливается на изделия бараночные - код ОКП 91 1700, изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы) - код ОКП 91 1800, пироги, пирожки и пончики - код ОКП 91 1900. Нет в Перечне продукции, для которой срок годности обязателен, хлеба из ржаной муки и из смеси разных сортов муки - код ОКП 91 1300, хлеба из пшеничной муки - код ОКП 91 1400, изделий булочных - код ОКП 91 1500, изделий сдобных хлебобулочных - код ОКП 91 1600. Третье. Черствые хлеб и хлебобулочные изделия, перечисленные в п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96, выкупаются поставщиком исключительно с целью их дальнейшего использования в производстве, но уж никак не с целью уничтожения. Дело в том, что в отличие от других предприятий пищевой промышленности хлебопекарные предприятия в силу технологических особенностей производства могут вторично использовать черствый хлеб. Согласно п. 6.17 Правил организации и ведения технологического процесса на хлебопекарных предприятиях <8> (далее - Правила) хлебобулочные изделия из пшеничной муки, идущие на переработку (брак, черствый Статья: 'четвероногий' актив: учет и налогообложение (шоломова е.в.) ('пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение', 2010, n 12) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|