Статья: о возврате поставщику товаров, не проданных сетью (шоломова е.в.) ("пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, n 12)

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12
О ВОЗВРАТЕ ПОСТАВЩИКУ ТОВАРОВ, НЕ ПРОДАННЫХ СЕТЬЮ
Вступивший в силу в начале 2010 г. (точная дата - 01.02.2010) Закон о торговле <1> вызывает сегодня большой интерес и провоцирует множество вопросов у аналитиков, СМИ и тем более у предпринимательского сообщества. В рамках предлагаемой статьи мы решили детально проработать один из назревших вопросов - о том, какой смысл заложен в норме о запрете на навязывание поставщику условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Запрет на что?
Примечание. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети,  запрещается навязывать контрагенту условие  о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле).
Устанавливает ли процитированная норма принципиальный запрет на включение в договор поставки условия о возврате товаров поставщику?
Из содержания новостных обзоров и комментариев к Закону о торговле в СМИ вполне может сложиться мнение, что это так. Вот, например, выдержка из новостного обзора в СМИ <2>: "...много проблем связано с отменой возможности возврата торговыми сетями скоропортящихся товаров обратно поставщикам; в результате сети перестраховываются и закупают на 20 - 30% меньше скоропортящихся продуктов... хлеб, молоко и другие продукты не поступают на полки в требуемых количествах. Хлебозаводы, ощутившие существенное снижение товарооборота, неоднократно обращались к ритейлерам с просьбой забирать непроданную продукцию для переработки.  Но это запрещает буква закона...".
--------------------------------
<2> www.uao.mbm.ru.
Спешим разубедить читателей. В первоисточнике заложен совершенно иной смысл. "Буква закона" не вводит запрета на возврат непроданных товаров, запрет установлен, обратите внимание,  на навязывание контрагенту такого условия договора, да и то не во всех случаях.
Что значит "навязывание"?
Разобраться в значении этого термина поможет Письмо ФАС России от 17.07.2010 N ИА/22313. Антимонопольная служба считает, что навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. ФАС считает, что добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Выводы? Добровольное подписание договора поставки при отсутствии протокола разногласий, деловой переписки, иных доказательств того, что поставщик не был согласен с условиями его заключения, желал бы их изменить, навязывания не образует.
В отношении кого установлен запрет?
Следующий момент, который необходимо прояснить, касается субъектов, в отношении которых установлен запрет. Читаем пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле: хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается... Как видим, здесь названо два субъекта: торговая сеть и поставщик товаров сети. Читаем далее: ...навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров. Это уже третий субъект. Понятие "хозяйствующий субъект, осуществивший поставки продовольственных товаров" расшифровано в п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона о торговле. Это любой субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.
Делаем вывод: торговой сети запрещено навязывать условие о возврате непроданных товаров поставщику торговой сети, а последнему (если он поставляет не производимые, а закупаемые им товары) - своему поставщику.
Случаи-исключения
Запрет на навязывание контрагенту условия о возврате непроданных товаров не распространяется на те случаи, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Термин "законодательство" раскрывается в теории права в широком и узком смыслах. В узком смысле законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов (НПА) Федерального Собрания РФ, в широком - совокупность всех НПА, действующих в государстве. НПА - официальный письменный документ, в строго определенной форме принятый уполномоченным лицом и содержащий нормативное предписание, адресованное неопределенному кругу лиц.
Автор данной статьи проанализировал значительный массив действующих НПА с целью выяснить, допускается (предусмотрен) ли какими-либо из них возврат не проданных по истечении определенного срока продовольственных товаров поставщику. В результате было обнаружено только два документа, в которых есть соответствующие положения о возврате: СанПиН 2.3.4.545-96 "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" <3> и Санитарные правила по возврату кондитерских изделий из торговой сети и их переработке <4>. Но относятся ли названные документы к НПА? Без сомнения, да. Так, согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 1) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) -  нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Аналогично предшественник данного Закона - одноименный Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 причислял к  нормативным актам санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (санитарные правила).
--------------------------------
<3> Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20.
<4> Утверждены Минздравом СССР 15.11.1974 N 1195-74.
Еще раз о возврате хлеба и хлебобулочных изделий
На страницах журнала мы неоднократно комментировали <5> Письма Минфина (от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8, от 11.02.2009 N 03-03-09/18) на тему выкупа из магазинов продукции хлебопечения с истекшим сроком годности. Напомним, финансисты разрешили поставщикам признавать расходы, связанные с выкупом такой продукции. На первый взгляд, данные разъяснения положительны для налогоплательщика. В действительности это не так. Дело в том, что толкование СанПиН 2.3.4.545-96 "от Минфина" не соответствует истинному смыслу этого документа и, кроме того, противоречит Закону о торговле. Минфин сделал вывод, что положениями СанПиН 2.3.4.545-96 на поставщика (производителя):
- возлагается ответственность за переработку (утилизацию) или уничтожение некачественных пищевых продуктов вне зависимости от того, что право собственности на них перешло торговой организации;
- предопределяется необходимость включения в договоры отчуждения продукции хлебопекарной промышленности (купли-продажи, поставки) организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции поставщиками (производителями) по истечении сроков реализации либо о заключении договоров о приобретении некачественных пищевых продуктов для целей их последующей утилизации или уничтожения.
--------------------------------
<5> Давыдова О.В. "Возврат поставщику хлеба с истекшим сроком реализации", 2010, N 3; Борисов В.В. "Выкуп просроченной продукции из розничной сети", 2010, N 11.
Следовательно, развивает мысль Минфин, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения. Такова концепция финансистов. Получается нелогично: в общем случае пищевые продукты с истекшим сроком годности (молоко, мясо и пр.) поставщик не обязан выкупать у продавца, а именно хлебной продукции "повезло".
Прав ли Минфин? Действительно ли законодательством на поставщика хлебобулочной продукции возлагается обязанность выкупать ее по истечении срока годности?
Изучаем СанПиН 2.3.4.545-96. Согласно п. 3.1.1 этого документа установленные в нем правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На основании п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96 хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятиях торговли после выхода из печи не более:
- 36 ч - хлеб из ржаной и ржано-пшеничной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
- 24 ч - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 г из сортовой пшеничной, ржаной сеянной муки;
- 16 ч - мелкоштучные изделия массой 200 г и менее (включая бублики).
 По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.
Обратим внимание на несколько моментов.
Первое. В п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96 перечислены не все виды хлебобулочных изделий. Согласно ГОСТ Р 51785-2001 "Изделия хлебобулочные. Термины и определения" <6> к хлебобулочным изделиям относятся: хлеб, булочное изделие, мелкоштучное булочное изделие, изделие пониженной влажности, пирог, пирожок, пончик. В свою очередь, к хлебобулочным изделиям пониженной влажности относятся: бараночные изделия, сухари, гренки, хрустящие хлебцы, соломка, хлебные палочки.
--------------------------------
<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 27.07.2001 N 298-ст.
Как видим, в интересующем нас пункте санитарных правил не упоминаются пироги, пирожки и пончики, бараночные и сухарные изделия.
Второе. Сроки, по истечении которых перечисленные виды хлеба и хлебобулочных изделий возвращаются поставщику как черствые, являются не сроками их годности, а сроками реализации, что не одно и то же.
ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" <7> различает срок хранения, срок годности и срок реализации продукта.
--------------------------------
<7> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст.
 Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению (п. 2.10).
 Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению (п. 2.11).
 Срок реализации - период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю (п. 2.12).
Срок годности обязательно устанавливается изготовителем на те пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и которые приобретают свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачивается пригодность для использования по назначению. Что касается срока реализации, изготовитель устанавливает его с учетом некоторого разумного периода хранения и использования продукта по назначению в домашних условиях (п. 3.5.12 ГОСТ Р 51074-2003).
В ГОСТ Р 51074-2003 приведен перечень необходимой для потребителя информации по группам пищевых продуктов. Из него, например, следует, что в отношении хлебобулочных изделий фасованных и упакованных штучных (п. 4.8.1) срок годности устанавливается только для бараночных и сухарных изделий, соломки, хлебцев хрустящих, хлебных палочек, пирогов, пирожков и пончиков. А срок реализации, например, устанавливается для неупакованных хлебобулочных изделий (п. 4.8.2 ГОСТ Р 51074-2003).
Номенклатура продукции с кодами ОКП, в отношении которой изготовитель должен в обязательном порядке устанавливать сроки годности, содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.06.1997 N 720. Руководствоваться этим документом нужно будет вплоть до принятия соответствующего технического регламента (Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32). Согласно Постановлению Правительства РФ N 720 срок годности обязательно устанавливается на изделия бараночные - код ОКП 91 1700, изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы) - код ОКП 91 1800, пироги, пирожки и пончики - код ОКП 91 1900. Нет в Перечне продукции, для которой срок годности обязателен, хлеба из ржаной муки и из смеси разных сортов муки - код ОКП 91 1300, хлеба из пшеничной муки - код ОКП 91 1400, изделий булочных - код ОКП 91 1500, изделий сдобных хлебобулочных - код ОКП 91 1600.
Третье. Черствые хлеб и хлебобулочные изделия, перечисленные в п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96, выкупаются поставщиком исключительно с целью их дальнейшего использования в производстве, но уж никак не с целью уничтожения.
Дело в том, что в отличие от других предприятий пищевой промышленности хлебопекарные предприятия в силу технологических особенностей производства могут вторично использовать черствый хлеб.
Согласно п. 6.17 Правил организации и ведения технологического процесса на хлебопекарных предприятиях <8> (далее - Правила) хлебобулочные изделия из пшеничной муки, идущие на переработку (брак, черствый
Статья: 'четвероногий' актив: учет и налогообложение (шоломова е.в.) ('пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение', 2010, n 12)  »
Читайте также