Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу n А46-14339/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 октября 2009 года

Дело № А46-14339/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 октября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Ивановой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6969/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г.Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2009 по делу № А46-14339/2009 (судья Солодкевич И.М.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автоград 55»

к Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска

о признании недействительными: требования от 26.05.2009 № 96325, решения от 22.06.2009 № 93328, решения от 22.06.2009 № 76234

при участии в судебном заседании представителей:

от Иинспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г.Омска – Пронина Т.А. по доверенности от 10.08.2009 № 01-01/30531 (удостоверение УР № 339029 действительно до 31.12.2014);

от общества с ограниченной ответственностью «Автоград 55» – Олифер Р.М. по доверенности от 17.07.2009;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автоград 55» (далее по тексту – ООО «Автоград 55», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г.Омска (далее по тексту – ИФНС России №2 по ЦАО г. Омска, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными требования от 26.05.2009 № 96325, решения от 22.06.2009 № 93328 и решения от 22.06.2009 № 76234.

Решением от 20.08.2009 по делу № А46-14339/2009 Арбитражный суд Омской области частично удовлетворил заявленные требования, признал недействительными решения Инспекции от 22.06.2009 № 93328 и № 76234, как не соответствующие статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу норм статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 62, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов организации-налогоплательщика.

Соответственно, принимая решение № 93328 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках 22.06.2009 после принятия участниками Общества решения о добровольной ликвидации общества и создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, Инспекцией нарушена очередность исполнения требований кредиторов ООО «Автоград 55», установленная статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отказ в признании недействительным требования налогового органа мотивирован судом отсутствием каких-либо нарушений в оформлении требования.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными решений от 22.06.2009 № 93328 и № 76234.

Налоговый орган считает, что основания для признания недействительными решений от 22.06.2009 № 93328 и № 76234 отсутствуют. При этом Инспекция ссылается на то, что в силу пункта 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Однако Общество с начала 2009 года представляет в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в общем порядке, не представляет промежуточный ликвидационный баланс в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, то есть фактически Общество, находясь в стадии ликвидации, осуществляет свою деятельность в обычном порядке, получает прибыль и уклоняется от уплаты налогов.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Общества в заседании суда пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

ООО «Автоград 55» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.08.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 1075509000918.

Обществом в ИФНС России № 2 по ЦАО г.Омска представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1 735 304 руб., в том числе по сроку уплаты 20.05.2009 – 578 435 руб.

В связи с неуплатой в бюджет Обществом в установленный законом срок налога, Инспекцией выставлено требование по состоянию на 26.05.2009 № 96235 с предложением налогоплательщику добровольно в срок до 15.06.2009 уплатить налог на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.05.2009 в сумме 578 435 руб.

Отсутствие исполнения со стороны налогоплательщика требования № 96325, повлекло принятие налоговым органом решения от 22.06.2009 № 93328 о взыскании налога в сумме 578 435 руб., предложенного к добровольной уплате требованием № 96235, за счет денежных средств Общества на счетах в банке. Одновременно Инспекцией принято решение о приостановлении в банке ОАО «Омск-Банк» всех расходных операций по расчетному счету № 40702810200500010745, принадлежащему Обществу.

Общество, полагая, что указанные акты: требование от 26.05.2009 № 96325 и решения от 22.06.2009 № 93328 и № 76234, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании их недействительными. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что 06.02.2009 участники Общества приняли решение о его ликвидации, следовательно, налоговый орган, являющийся кредитором общества третьей очереди, не вправе в бесспорном порядке взыскивать налог, в противном случае произойдет нарушение очередности погашения требований иных кредиторов, предусмотренной статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены в части признания недействительными решений Инспекции.

Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции в полном объеме. При этом доводов в части решения суда об отказе в удовлетворении требований Общества налоговым органом не приведено.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Согласно пункту 1 данной статьи обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь.

При этом пунктом 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством (пункт 3 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Возможности применения иного порядка и очередности удовлетворения требований кредитов ликвидируемой организации законом не предусмотрено.

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней, в том числе, путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

Материалами дела подтверждается, что решением участников ООО «Автоград 55», оформленным протоколом общего собрания участников общества от 06.02.2009, принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора, о чем 16.02.2009 Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи за номерами 2095543067596 и 2095543067849.

Решение № 93328 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках принято Инспекцией 22.06.2009, то есть после принятия решения о добровольной ликвидации общества и создания ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц. Соответственно данное решение не соответствует положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика, в силу чего не может быть признано законным.

Указанные Инспекцией нарушения процедуры ликвидации Общества, в том числе непредставление в налоговый орган промежуточного ликвидационного баланса, не являются основанием для нарушения установленного законом порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов.

Действительно, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает определенный порядок ликвидации.

Так ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу n А70-3132/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также