Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А81-5254/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 мая 2008 года

                                 Дело №   А81-5254/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  15 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 мая 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.,

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1736/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.02.2008 по делу № А81-5254/2007 (судья Каримов Ф.С.),

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Надымское авиапредприятие»

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу

об обязании совершить действие,

при участии в судебном заседании представителей: 

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу – Кислицин Д.В. по доверенности от 11.01.2008 № 04-09/00110 действительной до 31.12.2008 (удостоверение УР № 430739 действительно до 31.12.2009);

от открытого акционерного общества «Надымское авиапредприятие» – Коноплева И.Ю. паспорт 7102 № 735210 выдан УВД Калининского округа г. Тюмени 24.12.2002 - полномочие на участие в деле не подтверждено,

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 26.02.2008 по делу № А81-5254/2007 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требование открытого акционерного общества «Надымское авиапредприятие» (далее по тексту – ОАО «Надымское авиапредприятие», Общество, налогоплательщик), обязал межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО, налоговый орган, инспекция, податель жалобы) произвести зачет излишне взысканных дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 771 215,58 руб. в счет уплаты предстоящих налоговых платежей.

В обоснование решения суд первой инстанции указал следующие обстоятельства.

Настоящий спор касается суммы процентов, начисленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред, действовавшей до 01.01.2002), исходя из ставки рефинансирования Банка России на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.

Первоначально инспекцией сумма процентов при реструктуризации задолженности общества перед федеральным бюджетом учитывалась в сумме задолженности по пеням и штрафам и таким же образом была отражена в графике погашения задолженности.

При принятии решения от 24.03.2003 об изменении графика погашения задолженности в 2003 году и перенесении суммы дополнительных платежей в основную задолженность налоговый орган руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, разъяснениями МНС России от 20.11.2002 № ОС-6-29/1796@ и УМНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.02.2003 № ЭТ-16/1906@.

По мнению суда, отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности неправомерно. Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком. При таких обстоятельствах действия налогового органа по исключению из графика задолженности по пени и штрафам дополнительных платежей по налогу на прибыль и включение их в основную задолженность нельзя признать правомерным.

МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкого автономного округа в апелляционной жалобе просит решение от 26.02.2008 по делу № А81-5254/2007 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества.

Налоговый орган считает, что основаниями для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции являются: несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального права.

По мнению подателя жалобы, действия по исключению суммы дополнительных платежей в размере 3 771 тыс. руб. из реструктурированной задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и увеличение на данную сумму задолженности по федеральным налогам, подлежащим реструктуризации, не противоречат законодательству о налогах и сборах, что подтверждается Письмом МНС РФ от 12.05.2003 № АС-6-29/536.

Задолженность по дополнительным платежам включается в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 № 269 «О списании сумм задолженности по пеням и штрафам».

Приведение налоговым органом решения о реструктуризации задолженности предприятия перед бюджетом и графиков погашения этой задолженности путем исключения дополнительных платежей по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам не нарушает и не может нарушать законных прав и интересов налогоплательщика.

ОАО «Надымское авиапредприятие» согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу считает необходимым решение от 26.02.2008 по делу № А81-5254/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО на основании заявления Общества от 17.10.2007 (том 1, лист дела 24-25) принято решение № 8 от 19.11.2001 (том 1, лист дела 28-29) о предоставлении Обществу права на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам по состоянию на 01.10.2001.

При этом предусмотрено погашение основных платежей в течение первых 6 лет и погашение пеней и штрафов в течение 4 лет согласно графикам погашения задолженности (том 1, лист дела 30-31) при условии своевременной платы текущих обязательных платежей.

Указанным решением, а также графиками в составе реструктуризируемой задолженности по пени и штрафам учитывались и дополнительные платежи по налогу на прибыль, включая проценты за пользование бюджетными средствами.

Решением № 6 от 24.03.2003 (том 1, лист дела 39-40) о внесении изменений в решение от 19.11.2001 № 8 сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3771 тыс. руб. исключена из реструктуризированной задолженности по пени и штрафам по федеральным налогам и на данную сумму увеличена задолженность по федеральным налогам, подлежащим реструктуризации.

Сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3771 тыс. руб. Обществом перечислена платежными поручениями, имеющимися в материалах дела (том 1, лист дела 52-123).

07.10.2005 налоговым органом принято решение № 6 о списании с Общества задолженности по пени и штрафам согласно справке о состоянии расчетов от 07.10.2005 № 09-18/18579 по федеральным налогам и сборам в сумме 53 842 588,18 руб. (том 1, лист дела 46-48).

14.05.2007 ОАО «Надымское авиапредприятие» обратилось в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ЯНАО с заявлением о списании суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в составе задолженности по пени и штрафам, списанной ранее, в размере 3 771 215,56 руб. (том 1, лист дела 17-18).

Письмом от 30.05.2007 № 02-09/02421 (том 1, лист дела 19-20) инспекция отказала в списании указанных сумм дополнительных платежей.

Общество, не согласившись с отказом о списании указанных сумм, обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании произвести зачет излишне взысканных дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 771 215,58 руб. в счет уплаты предстоящих налоговых платежей (в соответствии с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – см. том 2, лист дела 35).

Решением от 26.02.2008 по делу № А81-5254/2007 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил заявленное требование.

Указанное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее – Порядок проведения реструктуризации).

Согласно пункту 1 указанного Порядка реструктуризации подлежит задолженность по налогам и сборам, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности; задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.

Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.

Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Как установлено судом первой инстанции настоящий спор касается суммы процентов, начисленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред, действовавшей до 01.01.2002), исходя из ставки рефинансирования Банка России на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.

Согласно материалам дела первоначально на основании заявления Общества принято решение № 8 от 19.11.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам по состоянию на 01.10.2001. При этом в составе реструктуризируемой задолженности по пени и штрафам учитывались и дополнительные платежи по налогу на прибыль, включая проценты за пользование бюджетными средствами.

Однако, решением № 6 от 24.03.2003 о внесении изменений в первоначальное решение сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3771 тыс. руб. исключена из реструктуризированной задолженности по пени и штрафам по федеральным налогам и на данную сумму увеличена задолженность по федеральным налогам, подлежащим реструктуризации.

Налоговый орган руководствовался в этом случае постановлением Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, разъяснениями МНС России от 20.11.2002 № ОС-6-29/1796» и УМНС России по Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2003 № ЭТ-16/1906».

Сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3771 тыс. руб. Обществом перечислена платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.

Судом первой инстанции указано, что в период принятия налоговым органом решения № 8 от 19.11.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 № 15242/04 указано, что из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 № 225-О и от 10.01.2002 № 5-О не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относятся к основной задолженности по налогам и сборам.

То есть, ссылка подателя жалобы на указанные определения Конституционного Суда Российской Федерации не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание.

Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности неправомерно. Увеличение платежей в графике погашения задолженности существенно нарушает права и законные интересы Общества, согласившегося на определенные условия реструктуризации задолженности.

К тому же при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с пунктом 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.

Налоговым органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 № 269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам» принято решение № 6 от 07.10.2005

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А75-6058/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также