Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу n А70-5630/2009. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 октября 2009 года

                                                        Дело №   А70-5630/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  06 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 октября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-6098/2009) Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2009 по делу №  А70-5630/2009 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России»

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» – Короткова А.А. по доверенности № 72-01/382814 от 20.04.2009  сроком действия до 27.01.2010 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области – не явился, извещено; 

установил:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тюменской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Федерального государственного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», Предприятие) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя его правопреемником Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области (далее – Управление Роскомнадзора по Тюменской области, административный орган).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2009 по делу № А70-5630/2009 ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Предприятие с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

ФГУП «Почта России» на основании лицензии серии А025271 № 25577 осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи.

Управлением Роскомнадзора по Тюменской области на основании приказов от 27.03.2009 № 87-п и 22.04.2009 № 124-п с 01.04.2009 по 29.05.2009 проведена проверка деятельности ФГУП «Почта России» в области связи. Проверка проведена методом дистанционного контроля.

При проведении проверки установлено, что Предприятие осуществляет пересылку письменной корреспонденции (контрольных писем административного органа) с нарушением контрольных сроков пересылки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» (далее – постановление Правительства РФ № 160 от 24.03.2006).

По результатам проверки Управлением Роскомнадзора по Тюменской области составлен акт от 21.05.2009 № 25577-72Т-03/0164.

29.05.2009 в отношении ФГУП «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении в области связи № 91 по признакам нарушения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями статьи 23.1 КоАП РФ и на основании указанного протокола Управление Роскомнадзора по Тюменской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и привлекая Предприятие к ответственности, исходил из факта доказанности совершения Предприятием вменяемого административного правонарушения, подтверждения его материалами дела (актом проверки, протоколом об административном правонарушении и почтовыми конвертами с оттисками календарного штемпеля, свидетельствующими о нарушении сроков доставки писем), а также наличием вины ФГУП «Почта России» в несоблюдении установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции.

ФГУП «Почта России» в своей апелляционной жалобе высказывает несогласие с привлечением его к административной ответственности. В обоснование своей позиции указывает, что судом первой инстанции не оценены все доводы предприятия, заявленные им в представленном письменном отзыве.

В заседании суда апелляционной инстанции принял участие представитель предприятия, который поддержал доводы апелляционной жалобы. Дополнительно пояснил, что в отношении ФГУП «Почта России» на основании вышеуказанного акта проверки № 25577-72Т-03/0164 составлено 13 протоколов об административных правонарушениях, сгруппированных по направлениям отправки письменной корреспонденции, что, по его мнению, противоречит части 5 статьи 4.1 КоАП РФ. В обоснование своих доводов, Предприятие заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копий определений Арбитражного суда города Москвы, на основании которых возбуждены арбитражные дела по заявлениям Роскомнадзора о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Управление Роскомнадзора по Тюменской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заседание суда апелляционной инстанции по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения доводов жалобы и не заявившего ходатайства об отложении дела.

Суд апелляционной инстанции удовлетворяет заявленное Предприятием ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств возбуждения арбитражных дел по заявлениям Роскомнадзора о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы участвующих в деле лиц, считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В пункте 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 (имеющихся в материалах настоящего дела т.1, л.д. 15-17) установлено, что при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

В частности, лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Подпунктами «б», «в» пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160, определено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на территории административных центров субъектов Российской Федерации составляют два дня, между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации – 2 дня.

Таким образом, учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что одним из условий осуществления лицензируемого вида деятельности является соблюдение ФГУП «Почта России» контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160.

Предприятие не опровергает то обстоятельство, что им нарушены сроки направления письменной корреспонденции, однако указывает на отсутствие в акте проверки и в протоколе по делу об административном правонарушении сведений о проценте прошедшей в установленные сроки письменной корреспонденции.

Апелляционный суд соглашается с позицией ФГУП «Почта России».

В соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 № 75 (далее – Методика), проверяющим должностным лицом должен быть установлен процент подвергшихся проверке писем, пересылка которых осуществлена оператором связи с соблюдением сроков.

А именно, в соответствии с пунктом 11.10 Методики, если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет 90% и выше, то соответствующим должностным лицом принимается решение о соблюдении контрольных сроков пересылки. Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, то принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.

Таким образом,  в отношении контрольных мероприятий по соблюдению лицензиатом условий выданной лицензии по предоставлению услуг почтовой связи на проверяющих должностных лиц возлагается обязанность по установлению вышеуказанного процентного соотношения писем, доставленных в контрольные сроки.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения.

Следовательно, протокол как процессуальный документ, составленный административным органом, на которого возложены обязанности по выполнению процедуры проведения проверочных мероприятий и соблюдению формы отражения выявленных нарушений, должен содержать (в данном случае) информацию о процентном соотношении письменной корреспонденции, доставленной Предприятием с соблюдением контрольных сроков.

Протокол об административном правонарушении в области связи от 28.05.2009 № 91 содержит лишь перечисление конкретной письменной корреспонденции с указанием даты отправки, даты составления и количества дней просрочки контрольных сроков, но не содержит существенных в данном случае общего количества проанализированной корреспонденции с указанием процентного соотношения писем, доставленных вовремя.

Отсутствие такой информации в протоколе лишает административный орган права ссылаться на обстоятельства нарушения ФГУП «Почта России» сроков доставки письменной корреспонденции в объеме, превышающем допустимую погрешность.

Более того, как следует из пояснений ФГУП «Почта России», усматривается  из копий определений Арбитражного суда г. Москвы, представленных представителем Предприятия в суд апелляционной инстанции, а также, как установлено из пояснений административного органа, данных в отзыве на апелляционную жалобу (последний абзац страницы 3 отзыва на апелляционную жалобу), по итогам мероприятия по контролю и на основании акта проверки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу n А75-4498/2009. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также