Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу n А46-16028/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 01 октября 2009 года Дело № А46-16028/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-5900/2009) открытого акционерного общества «Омский завод гражданской авиации» на решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2009 по делу № А46-16028/2009 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омский завод гражданской авиации» к Управлению Федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области о признании незаконным и отмене постановления № Т-183 от 30.06.2009 о назначении административного наказания, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Омский завод гражданской авиации» – Лукашова Л.Е. по доверенности № 11/2995 от 29.07.2009 сроком действия до 31.12.2009 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области – Пономарева Н.Г. по доверенности № 02-01-05/2421 от 23.10.2008 сроком действия на 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); установил:
Открытое акционерное общество «Омский завод гражданской авиации» (далее – ОАО «ОЗГА», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее – Управление Росприроднадзора по Омской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № Т-183 от 30.06.2009 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 100 000 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Решением Арбитражного суда Омской области от 11.08.2009 по делу № А46-16028/2009 в удовлетворении требований общества отказано. ОАО «ОЗГА» с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства. Омской транспортной прокуратурой в отношении общества была проведена проверка на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что: - обществом не разработаны проект норматива образования и лимит на размещение отходов строительных материалов, тогда как на момент проверки данные отходы хранились на территории завода; - превышение предельно допустимого количества отходов, которые ОАО «ОЗГА» разрешено временно размещать на территории предприятия для накопления. В соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «ОЗГА» предусмотрено накопление отработанных автомобильных масел 0,425 т. в год, на момент проверки на территории завода накоплена 1 тонна таких отходов, отходов лакокрасочных средств 0,829 т., накоплено - 9 т. 320 кг. Указанные отходы не вывозятся с территории предприятия с февраля 2008 года; - согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нормативный объем образования отходов - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с не слитым электролитом, утвержден в объеме 0,703 т/год без хранения на территории завода, на момент проверки на предприятии хранилось 42 отработанных аккумулятора, договор на вывоз таких отходов со специализированной организацией либо данные, свидетельствующие о том, что вывоз отработанных аккумуляторов с территории предприятия осуществляется специализированной организацией, отсутствуют. При этом проверкой установлено, что отработанные аккумуляторы, снятые в ходе ремонта с вертолетов, сдаются заказчику ремонта, вместе с тем данные, свидетельствующие о том, что соответствующий заказчик имеет лицензию на право осуществление деятельности по транспортировке опасных отходов, которая в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подлежит обязательному лицензированию отсутствуют; - проектом нормативов образования на территории предприятия отходов и лимитов на их размещение предусмотрено, что отработанные автомобильные масла должны храниться на площадке, имеющей водонепроницаемое покрытие и под навесом. Однако на предприятии территория для временного накопления отработанных автомобильных масел не имеет водонепроницаемого покрытия, не оборудована навесом. Кроме того, на территории площадки, где хранятся отработанные автомобильные масла, на момент проверки размещено на почве 5 металлических бочек емкостью по 200 литров с неустановленным веществом. По результатам проверки 08.06.2009 Омским транспортным прокурором принято постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Означенное постановление с материалами проверки было направлено в Управление Росприроднадзора по Омской области, для рассмотрения в порядке административного производства. 30.06.2009 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого было принято постановление № Т-183 от 30.06.2009 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 100 000 руб. Общество, не согласившись с привлечением его к административной ответственности, полагая, что постановление административного органа не соответствует закону, нарушает его права и интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований ОАО «ОЗГА», исходил из того, что обществом были допущены нарушения норм природоохранного законодательства, касающиеся вопросов экологического контроля за отходами, в том числе опасными, образовавшимися в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Суд не усмотрел оснований для отмены спорного постановления Управления Росприроднадзора по Омской области, поскольку пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «ОЗГА» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2. КоАП РФ, а также к выводу, что привлечение общества к административной ответственности осуществлено компетентным органом в рамках полномочий, предоставленных КоАП РФ, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности. ОАО «ОЗГА» в апелляционной жалобе высказывает несогласие с выводами суда первой инстанции, а также указывает, что судом не выяснены обстоятельства проведения проверки. А именно, общество полагает, что проверка была проведена прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Омской области, в связи с чем правовое регулирование порядка проведения проверки регламентировано положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Сама проверка была проведена с грубыми нарушениями: отсутствуют основания для проведения как плановой, так и внеплановой проверки; проверка проведена без распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля; по результатам проверки не представлен акт проверки. Общество также указывает на пропуск административным органом срока рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, который равен 15 дням (часть 1 статьи 29.6 КоАП РФ) с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не выяснялся факт установления административным органом вины общества в совершении вменяемого правонарушения. Управление Росприроднадзора по Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами общества. Указало, что положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в рассматриваемом случае не подлежат применению, так как проверка была проведена прокуратурой и в проверке административный орган не участвовал. Прокуратурой в участию в проверке был привлечен в качестве специалиста главный специалист-эксперт отдела экологического контроля Сачек А.Г., в связи с чем последним по результатам проверки была составлена справка. Административный орган также указал на установленные в ходе проверки факты, являющиеся основанием для привлечения общества к административной ответственности. В заседании суда апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц поддержали вышеуказанные доводы и возражения. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление деятельности. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предъявляемых к деятельности по обращению с опасными отходами, является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются такие отходы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В ходе проверки и судом первой инстанции установлены следующие нарушения: - в нарушение статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отработанные аккумуляторы вывозились (транспортировались) с территории предприятиями организациями не имеющими соответствующей лицензии; - в нарушение требований статьи 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок осуществления производственного контроля не разработан и не согласован с соответствующими государственными органами; - в нарушение Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 «превышено предельно допустимое количество отходов, разрешенных для временного размещения на территории предприятия (в том числе аккумуляторов свинцовых 42ед. вместо 703 т. в год по лимитам размещения; автомобильных масел отработанных 1 т. вместо 0, 425т. в год; отходов лакокрасочных 9т. 320 кг вместо 0, 829т в год). Договор на вывоз этих отходов со специализированной организацией на предприятии отсутствует. - в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на предприятии отсутствует приказ о допуске лиц к работе с опасными отходами, в связи с чем невозможно сделать вывод о том имеют ли лица, непосредственно работающие с опасными отходами профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. - в нарушение абзаца 3 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территории завода хранились отходы (отходы строительных материалов), проект на образование которых и лимиты на размещение которых не разработаны. - проектом нормативов образования на территории предприятия отходов и лимитов на их размещение предусмотрено, что отработанные автомобильные масла должны храниться на площадке, имеющей водонепроницаемое покрытие и под навесом. Между тем территория предприятия, отведенная для временного накопления отработанных автомобильных масел водонепроницаемого покрытия не имеет, не оборудована навесом. Кроме того, на территории площадки, где хранятся отработанные автомобильные масла, на момент проверки на почве размещено 5 металлических бочек, емкостью по 200 литров с неустановленным содержимым веществом. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.06.2009, справкой о результатах проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области от 02.06.2009 № 07-11/1338, объяснениями инженера по охране окружающей среды ОАО «ОЗГА» Климовича Д.А., начальника производственно - диспетчерского отдела ОАО «ОЗГА» Пунтуса И.А., начальника Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу n А70-4227/2009. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|