Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу n А46-6564/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

29 сентября 2009 года

                                                      Дело №   А46-6564/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  22 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 сентября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Ильницкой Д.В.

судей  Литвинцевой Л.Р., Рябухиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4752/2009) закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» на решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2009, принятое по делу №  А46-6564/2009 (судья Беседина Т.А.) по иску закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» к открытому акционерному обществу «Омский речной порт» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,

при участии в судебном заседании:

от закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» – не явились;

от открытого акционерного общества «Омский речной порт» – Болдырев В.С., доверенность от 17.07.2009, Стефанивская О.А., доверенность от 26.03.2009;

установил:

 

Закрытое акционерное общество «Торгово-промышленная компания «Сибнефтепродукт» (далее – ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт») обратилось в Арбитражный суд Омской области к открытому акционерному обществу «Омский речной порт» (далее – ОАО «Омский речной порт») о признании недействительной сделки по передаче в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации согласно договору аренды от 03.10.2008 № 08-209 и применении последствий недействительности сделки.

Решением Арбитражного суда Омской области от 08.06.2009 по делу А46-6564/2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт» в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Омский речной порт» просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом без участия представителя истца.

Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, а также выслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором № 08-209 аренды (фрахта) транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации от 03.10.2008 ОАО «Омский речной порт» (арендодатель) обязалось предоставить ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт» (арендатору) за плату во временное арендное пользование на срок с 04.10.2008 по 19.10.2008 для доставки дизельного топлива по маршруту Омск - Ханты-Мансийск транспортное самоходное нефтеналивное судно – танкер «ТН-61» грузоподъемностью 600 тн., идентификационный номер № ОИ-08-2971, свидетельство о праве собственности на судно РТ-И № 019425, и оказывать своими силами услуги по его управлению и технической эксплуатации.

Согласно пункту 2.1. договора в обязанности арендодателя входило предоставление танкера в состоянии, позволяющем использовать его по назначению; предоставление экипажа, состав и квалификация которого отвечают требованиям обычной практики эксплуатации танкера; предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации танкера, обеспечивающих его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре; содержание в надлежащем составлении всех помещений на танкере, экипирование танкера в соответствии с действующими нормами; проведение профилактического ремонта танкера, снабжение его запчастями, горюче-смазочными материалами (топливом и маслом).

Арендатор обязался использовать танкер в соответствии с условиями договора и назначением танкера; своевременно, в установленном договором размере и форме, вносить арендную плату; обеспечивать безопасную эксплуатацию танкера в полном соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на речном транспорте; обеспечить надлежащее исполнение требований охраны труда и окружающей среды; согласовать с капитаном, являющимся единоначальником на судне, план движения и стоянок танкера, место бункеровки танкера арендатора; обеспечивать сохранность танкера и судового имущества; не осуществлять без письменного согласия арендодателя переоборудование, не сдавать арендованный танкер в субаренду, безвозмездное пользование, не передавать в залог и не обременять иными способами; по истечении срока аренды передать танкер арендодателю по акту в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа (пункт 2.2. договора).

Размер арендной платы и порядок ее внесения согласован сторонами в разделе 3 договора.

Как установлено судом первой инстанции, указанный договор исполнялся арендодателем, о чем свидетельствуют акт приема-передачи танкера и заверенная копия судового журнала № 1/08-2971 судна «ТН-61» (основного официального судового документа), а также исполнялся арендатором, что подтверждается частичной оплатой аренды судна по платежному поручению № 496 от 06.10.2008 на сумму 700000руб.

В акте приема-передачи танкера отражено, что танкер «ТН-61», идентификационный номер № ОИ-08-2971, сдан в аренду 04.10.2008; танкер неводотечен, пригоден для нормальной и безопасной эксплуатации в соответствие с договором аренды № 08-209 от 03.10.2008, по состоянию танкера стороны претензий не имеют.

ЗАО «ТПК «Сибнефтепродукт» (арендатор по договору) считает, что в нарушение требований статьи 641 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации договором аренды не подтверждены состав и квалификация экипажа, тем самым не соблюдено существенное требование к договору аренды.

В связи с чем истец полагает, что сделка по передаче в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации совершена с нарушением требований закона, что в соответствии с нормами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для признания ее недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами истца.

Заключенный сторонами договор № 08-209 аренды (фрахта) транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации от 03.10.2008 соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду договора аренды нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 641 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

В силу главы 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и правилами, установленными главой Х Кодекса. Аренда судов осуществляется на основании договора между арендодателем - лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором - лицом, принимающим судно в аренду. Договором аренды предусматривается срок передачи судна в распоряжение арендатора с указанием дат наступления и окончания такого срока.

Нормами статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на которую ссылается истец, определены права и обязанности арендодателя при аренде судна с экипажем.

В частности, данной статьей Кодекса установлено, что арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды. Члены экипажа судна являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, касающимся управления и технической эксплуатации судна. В договоре аренды судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).

Из содержания статьи 61 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не следует, что в договоре аренды должны быть подтверждены состав и квалификация членов экипажа.

Кроме того, следует учитывать, что установленные главой Х Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в том числе статьей 61), применяются, если иное не установлено договором аренды (пункт 1 статьи 60 Кодекса).

Судом установлено, что все существенные условия договора аренды были согласованы сторонами в соответствии с требованиями статьи 432 ГК РФ.

При заключении договора ни одна из сторон не предъявила определенных требований к составу и квалификации экипажа судна и порядку его подтверждения, напротив, в пункте 2.1.2. стороны указали, что арендодатель обязан предоставить экипаж, состав и квалификация которого отвечают требованиям обычной практики эксплуатации танкера.

По правилам статьи 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (например, бармены и официанты). К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей доходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с пунктом 2 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 № 138, которое распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна. При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается.

В силу пункта 5 названного Положения на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания.

Согласно пункту 14 Положения минимальный состав обеспечивает безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.

При комплектовании экипажей судов учитываются тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.

В соответствии с пунктом 15 Положения при установлении минимального состава предусматривается его квалификация и умение: обеспечивать и нести навигационную, механическую вахты и радиовахту; безопасно и надежно швартоваться; грамотно использовать противопожарное оборудование, спасательные средства, поддерживать их в рабочем состоянии, а также выполнять расписание по тревогам; управлять обеспечивающими водонепроницаемость закрытиями и поддерживать их в надежном состоянии; поддерживать меры безопасности во всех доступных помещениях для сведения к минимуму опасности возникновения пожара; обеспечивать эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации; выполнять положенные действия по предотвращению ущерба окружающей водной среде; обеспечивать безопасную перевозку грузов и пассажиров.

Как установлено судом, Омским линейным отделом Обь-Иртышского бассейнового управлении государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ответчику выдано свидетельство № 001929 серия ОИ о минимальном составе экипажа самоходного транспортного судна внутреннего плавания сроком действия до 2013 года на судно - самоходное нефтеналивное, 866 «НТ-61». Пунктом 9 данного свидетельства предусмотрен минимальный состав экипажа судна - 4 (четыре человека), а именно: капитан-механик - один; судоводитель-судомеханик - один, рядовой состав - два.

Судовая команда на судне «ТН-61» укомплектована экипажем в количестве 8 человек: капитан-сменный механик, механик сменный капитан, первый помощник механика по электрооборудованию моторист - рулевой 1 класса (2 единицы), моторист - рулевой 3 класса, матрос, повар 5 разряда (о чем свидетельствуют приказы № 651-л от 17.04.2008, № 620л от 15.04.2008, № 1715л от 20.08.2008).

Согласно пункту 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допущены лица, имеющие дипломы и квалификационные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 по делу n А81-1396/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также