Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А75-1139/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 мая 2008 года

                                                         Дело №   А75-1139/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  15 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 мая 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1779/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.03.2008 по делу № А75-1139/2008 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Советское автотранспортное предприятие» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании незаконным и отмене постановления № 000004 от 31.01.2008 о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей: 

            от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - не явился, извещен;

            от открытого акционерного общества «Советское автотранспортное предприятие» – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 04.03.2008 по делу № А75-1139/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования открытого акционерного общества «Советское автотранспортное предприятие» (далее по тексту – ОАО «Советское АТП», общество) о признании незаконным постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре, налоговый орган) № 000004 от 31.01.2008 о привлечении ОАО «Советское АТП» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 руб.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Советское АТП» требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неприменение закона, подлежащего применению. По мнению налогового органа, поскольку выданный билетным контролером – кассиром билет при оплате за проезд не является бланком строгой отчетности, так как не содержит необходимых реквизитов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 и продажа билета осуществлялась с указанием суммы менее уплаченной покупателем (пассажиром), у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Советское АТП» указывает, что проездные билеты, продаваемые кондукторами предприятия пассажирам при осуществлении городских перевозок, соответствуют бланкам строгой отчетности для наземного пассажирского транспорта, утвержденными Письмом Министерства Финансов РФ от 23.10.2006 №16-00—30-58 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Билеты выполнены типографским способом, имеют шестизначный номер и серию. В данных бланках строгой отчетности не предусмотрено заполнение ряда обязательных реквизитов, перечисленных в пункте 6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно – кассовой техники, в том числе включая наименование предприятия, стоимость услуги в денежном выражении. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре  - без удовлетворения.

Налоговый орган, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении заявлено не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре и ОАО «Советское АТП».

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

28.01.2008 на основании поручения № 000009 от 28.01.2008 специалистом МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в маршрутном автобусе по маршруту 11б, свидетельство  № 1028601845580 от 28.11.2002, принадлежащем ОАО «Советское автотранспортное предприятие», в ходе которой установлено, что в маршрутном автобусе по маршруту №11б осуществлялись наличные денежные расчеты билетами с указанием суммы менее уплаченной покупателем (на билете 05 коп., а уплачено 12 руб.), что является нарушением пункта 1 статьи 2 Закон ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16.

Данное нарушение зафиксировано в акте проверки выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» серии К8622 № 000009 от 28.01.2008 и акте проверочной покупки от 28.01.2008.

По факту установленного проверкой нарушения в отношении ОАО «Советское АТП» 28.01.2008 составлен протокол № 000004 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

31.01.2008 начальником МИФНС России № 4 по ХМАО-Югре вынесено постановление № 000004 о назначении ОАО «Советское АТП» административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением № 000004 от 31.01.2008, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления об административном правонарушении недействительным.

04.03.2008 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Советское АТП» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку кондуктор выдавал пассажирам маршрутного автобуса билеты основные, изготовленные в типографии, что не оспаривалось налоговым органом. Комиссией по переоценки билетной продукции билеты были переоценены из стоимости 05 коп. до  12 руб. Продажа билетов не по 05 коп., а по 12 руб. не образует состав правонарушения. На момент привлечения общества к административной ответственности Министерством финансов Российской Федерации не утверждены бланки строгой отчетности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси. Не отражение обществом в билетах ряда сведений, являющихся обязательными для утвержденных бланков строгой отчетности, не влечет привлечения к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателя при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Аналогичная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2005 № 8206/05, из содержания которого следует, что поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.

Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров исходя из положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, а также определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным названным Постановлением, но не позднее 01.06.2008.

Таким образом, неприменение контрольно-кассовой техники в маршрутном автобусе при перевозке пассажиров допустимо в случае выдачи пассажирам билетов, являющихся бланками строгой отчетности.

ОАО «Советское АТП» применяло бланки строгой отчетности, форма которых была утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 № 16-00-30-58, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса.

Факт выдачи пассажирам маршрутного автобуса основных билетов, изготовленных в типографии,  подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается. Как следует из акта  проверки выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 000009 от 28.01.2008 билет содержит следующие реквизиты: порядковый номер, заводской номер ККТ, стоимость покупки.

 Указанный билет соответствует бланкам строгой отчетности для наземного пассажирского транспорта, утвержденными Письмом министерства Финансов Российской Федерации от 23.10.2006 №16-00—30-58 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». В данных бланках строгой отчетности не предусмотрено заполнение ряда обязательных реквизитов, перечисленных в пункте  6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», а именно:

а) наименование, шестизначный номер и серия;

б) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

в) наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;

г) вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;

д) стоимость услуги в денежном выражении.

Кроме того,  материалах дела отсутствуют и налоговым органом не представлено доказательств того, что на момент привлечения предпринимателя к административной ответственности Министерством финансов Российской Федерации по обращению каких-либо субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси, утверждены бланки строгой отчетности для оказания услуг в данной сфере.

С учетом изложенного, неуказание в проездных билетах ряда сведений, являющихся обязательными для утвержденных бланков строгой отчетности, не свидетельствует о нарушении ОАО «Советское АТП» каких-либо

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n   А70-5696/12-2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также