Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2009 по делу n А46-12868/2009. Изменить решение

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

28 сентября 2009 года

                                                      Дело №   А46-12868/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  22 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 сентября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Ивановой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-6045/2009) федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2009 по делу № А46-12868/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Сибирский хлеб» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Омской области

3-е лицо: Правительство Омской области,

о  признании действий по внесению 28.12.2007 в Го­сударственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 263185208руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4089руб. 01коп. за 1кв.м. зе­мельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003 незаконными и обязании исключить их из Государственный кадастра недвижимости,

при участии в судебном заседании представителей: 

от федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области – Родина И.Б. по доверенности № 293 от 01.07.2009 сроком действия 3 года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);

от открытого акционерного общества «Сибирский хлеб» –  не явился, извещен;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области –  не явился, извещен;

от Правительства Омской области –  не явился, извещен;

установил:

 

Открытое акционерное общество «Сибирский хлеб» г. Омска (далее - заявитель, ОАО «Сибирский хлеб», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании действий по внесению 28.12.2007 в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 263185208 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4089 руб. 01 коп. за 1кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003 незаконными и обязании исключить их из Государственный кадастра недвижимости.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Правительство Омской области.

Судом первой инстанции в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата»  по Омской области (далее – ФГУ «ЗКП» по Омской области).

Решением Арбитражного суда Омской области от 27.07.2009 по делу № А46-12686/2009 требования общества удовлетворены. Суд первой инстанции признал действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 28.12.2007 в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости в размере 263185208руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4089руб. 01коп. за 1кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003 незаконными.

При этом, в качестве способа восстановления нарушенных прав ОАО «Сибирский хлеб» обязал ФГУ «ЗКП» по Омской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 263185208руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4089руб. 01коп. за 1кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003 с учетом постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

ФГУ «ЗКП» по Омской области с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

21.05.2009 обществом получено требование от 14.05.2009 № 12850 от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска с указанием на необходимость внесения исправлений в налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год с учетом изменения кадастровой стоимости используемого обществом земельного участка на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Получение указанного требования побудило заявителя обратиться к официальному сайту Роснедвижимости, где обнаружена информация о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003, составившая 263185208руб. и об его удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4089руб. 01коп. за 1кв.м.

ОАО «Сибирский хлеб» полагая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003, незаконными и эти сведения подлежащими исключению из ГКН, оспорило данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

В обоснование предъявленного требования заявитель указал на то, что совершенные заинтересованным лицом действия не основаны на постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, поскольку данным нормативным правовым актом утверждена не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 02:0003, не удельный ее показатель, а средний удельный показатель кадастровой стоимости по кадастровому кварталу в виде разрешенного использования и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, в который включен земельный участок, принадлежащий ОАО «Сибирский хлеб».

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил нарушения Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка общества.

Возложение на ФГУ «ЗКП» по Омской области обязанности восстановить нарушенное право ОАО «Сибирский хлеб» (внести изменения в ГКН в части даты внесения сведений о кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости) суд первой инстанции мотивировал тем, что ФГУ «ЗКП» осуществляет исполнительские функции по ведению указанного кадастра, в том числе техническое внесение изменений в ГКН.

В своей апелляционной жалобе ФГУ «ЗКН» по Омской области обосновывает неправомерность возложения на него обязанности по восстановлению нарушенных прав заявителя. Указывает, что действующим законодательством ведение ГКН  возложено на Управление Роснедвижимости по Омской области как структурное подразделение территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В свою очередь ФГУ «ЗКН» по Омской области является техническим органом, сотрудники которого не являются государственными служащими, осуществляет только обеспечение ведения кадастра недвижимости., в связи с чем обязанность по восстановлению прав в виде внесения изменений в ГКН относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости должно было быть возложено на Управление Роснедвижимости по Омской области.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУ «ЗКН» по Омской области поддержал требования жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части возложения обязанности по восстановлению нарушенных прав ОАО «Сибирский хлеб» и в этой части обязать осуществить данные действия Управление Роснедвижимости по Омской области.

Иные участвующие в деле лица, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, своей правовой позиции относительно обстоятельств дела не выразили, явку своих представителей не обеспечили. Поскольку указанные лица о времени и месте были уведомлены, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел законность и обоснованность судебного акта в отсутствие представителей ОАО «Сибирский хлеб», Управления Роснедвижимости по Омской области и Правительства Омской области.

С учетом того, что податель апелляционной жалобы просит отменить судебный акт только в части возложения на него обязанности по восстановлению нарушенных прав заявителя и иные лица, участвующие в деле, не заявили возражений относительно рассмотрения судебного акта только в обозначенной части, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в остальной части законность и обоснованность решения суда первой инстанции не рассматривает.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ФГУ «ЗКП» по Омской области, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (орган кадастрового учета).

Частью 2 статьи 3 этого же Федерального закона определено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.

Постановлением от 01.06.2009 № 457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

В соответствии с пунктами 5.1.4. и 5.2.1. данного Постановления Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведение государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, Постановлением Правительства от 01.06.2009 № 457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости не переданы государственным учреждениям. В настоящее время такие полномочия возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

При этом, Управление Роснедвижимости по Омской области является территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, которое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 упразднено и его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента РФ № 1847 Правительством РФ издано Распоряжение от 28.02.2009 № 256-р, которым установлено, что территориальные органы упраздненных Роскартографии и Роснедвижимости с 1 марта 2009 г. подчинены Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, действующими нормативными правовыми акта полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости на территории Омской области возложены на Управление Роснедвижимости по Омской области.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Кроме того, главой 2 «Административного регламента федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственных функций «ведение государственного земельного кадастра», утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 235 от 12.07.2007  прямо предусмотрено, что государственная функция по проведению государственного кадастрового учета исполняется должностными лицами и специалистами федерального агентства кадастра объектов недвижимости, его территориальных органов -Управлений Роснедвижимости по субъектам РФ и территориальных отделов - Управлений. То есть, непосредственное ведение ГКН осуществляется должностными лицами и специалистами федерального органа исполнительной власти.

Помимо этого, в пункте 18 Порядка ведения государственного кадастра объектов недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 г. № 35 указано, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения. Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством РФ порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.

Между тем, ФГУ «ЗКП» по Омской области является государственным учреждением и не относится к органам исполнительной власти. В соответствии с Уставом ФГУ «ЗКП» по Омской области, основной его задачей

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2009 по делу n А46-9884/2009. Изменить решение  »
Читайте также