Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу n А81-782/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 сентября 2009 года

                                                         Дело №   А81-782/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5204/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – ИФНС России по г. Надыму по ЯНАО; Инспекция)

на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2009 по делу № А81-782/2009 (судья Лисянский Д.П.), принятое

по заявлению ИФНС России по г. Надыму ЯНАО

к обществу с ограниченной ответственностью «Гриннинг» (далее – ООО «Гриннинг»; Общество), Динер Людмиле Эдуардовне,

о ликвидации, в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом, а также с неоднократными грубыми нарушениями закона,

при участии в судебном заседании:

от ИФНС России по г. Надыму по ЯНАО − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от ООО «Грннинг» − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от Динер Л.Э. − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

установил:

 

ИФНС России по г. Надыму обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к ООО «Гриннинг», Динер Л.Э. (являющейся учредителем Общества) с заявлением о ликвидации Общества.

Определением суда от 20.03.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечен учредитель Общества – Динер Л.Э.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.06.2009 в удовлетворении заявления Инспекции отказано.

В качестве правого обоснования принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на то, что положения действующего законодательства не предоставляют налоговым органам права проводить проверки юридических лиц и предпринимателей на предмет того, разрешена ли осуществляемая ими деятельность законом.

Арбитражный суд первой инстанции также отметил, что у налоговых органов отсутствует право предъявлять в суд иски о ликвидации предприятий.

Суд первой инстанции указал, что требование Инспекции о прекращении в целом деятельности Общества в связи с нарушением статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) не соответствует действующему законодательству, так как порядок действий Инспекции в случае неустранения ответчиком нарушений упомянутой выше статьи закона регламентирован пунктом 15 раздела 3 Инструкции к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 № 100н, что влечет за собой административную ответственность.

ИФНС России по г. Надыму по ЯНАО, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда от 03.06.2009 по делу № А81-782/2009, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленного требования.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2007 № 80-ЗАО «Об ограничении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – Закон ЯНАО № 80-ЗАО), которым запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с 01.09.2007, за исключением деятельности букмекерских контор, тотализаторов и казино.

ИФНС России по г. Надыму по ЯНАО указывает, что на налоговые органы возложен контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона № 244-ФЗ и проверка технического состояния игрового оборудования.

Инспекция отмечает, что ООО «Гриннинг» осуществляло деятельность, которая запрещена законом.

Налоговый орган также указал на нарушение Обществом положений Федерального закона № 244-ФЗ.

ООО «Гриннинг», Динер Л.Э., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Общество письменном отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Надыму по ЯНАО просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество считает, что у налогового органа отсутствует право проводить проверки на предмет того, разрешена ли осуществляемая деятельность законом.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Начальником ИФНС России по г. Надыму по ЯНАО было издано распоряжение № 1 о проведении проверки исполнения действующего законодательства по организации и проведению азартных игр в период с 26.11.2008 по 26.01.2009.

Названным распоряжением на основании Федерального закона № 244-ФЗ, подпункта 5.1.9 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» постановлено провести проверку исполнения требований действующего законодательства, нормативных правовых актов о порядке осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, проверку технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям в зале игровых автоматов «Планета», по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Заводская, принадлежащего ООО «Гриннинг».

В ходе проверки было установлено, что Общество в нарушение требований статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ и статьи 1 Закона ЯНАО № 80-ЗАО осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр через зал игровых автоматов, то есть деятельность, запрещенную законом.

По результатам проверки был составлен акт № 1 от 26.01.2009. Перечисленные выше обстоятельства также зафиксированы в протоколах осмотра № 1 от 26.11.2008 и № 2 от 16.01.2009.

22.01.2009 Обществу было предъявлено предписание № 08-31/00786 об устранении выявленных правонарушений, согласно которому ООО «Гриннинг» предложено прекратить с 26 января 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр в зале игровых автоматов, расположенного по адресу: 629730, РФ, ЯНАО, г. Надым, ул. Заводская, административное здание «НЗКПД».

В этом же предписании Обществу было указано на необходимость подать в Инспекцию заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.

02.02.2009 Инспекцией была проведена внеплановая проверка ООО «Гриннинг» по вопросу исполнения предписания от 22.01.2009 № 08-31/00786.

В результате проведения внеплановой проверки установлено, что указанное предписание Обществом не выполнено – ООО «Гриннинг» продолжает осуществлять игорный бизнес через зал игровых автоматов, не смотря на законное требование налогового органа.

По итогам внеплановой проверки составлен акт № 2, а также протокол осмотра № 3 от 30.01.2009.

Кроме того, в ходе проведенных проверок налоговым органом установлено нарушение требований, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ.

Организация и проведение азартных игр в игровом клубе осуществлялось лицом, не являющимся работником организатора азартных игр ООО «Гриннинг» (часть 3 статья 8 Федерального закона № 244-ФЗ).

Организация азартных игр в игровом заведении ООО «Гриннинг» осуществлялась в отсутствие в зале игровых автоматов документов, подтверждающих соответствие используемого игрового оборудования требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также с использованием игровых автоматов, которые не находятся в собственности ООО «Гриннинг» (части 4 и 5 статьи 8 Федерального закона № 244-ФЗ).

Стоимость чистых активов ООО «Гриннинг», по данным Инспекции, по состоянию на 01.10.2008 имеет отрицательную величину – «минус» 857 000 руб., то есть отрицательная (расчет стоимости чистых активов в приложении № 2 к Акту № 1 от 26.01.2009).

По данным ООО «Гриннинг» расчет стоимости чистых активов не представлен. Соответствующее требование № 08-31/21463 было предъявлено налоговым органом Обществу 18.12.2008. Генеральный директор ООО «Гриннинг» Клюкман Владислав Константинович был ознакомлен с требованием, но отказался от получения указанного требования о предоставлении документов, что подтверждается записью в указанном требовании и подписями понятых.

Из изложенного, по мнению налогового органа, следует, что ООО «Гриннинг» осуществляет деятельность по организации азартных игр в нарушение части 6 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ.

ИФНС России по г. Надыму ЯНАО, считая, что ООО «Гриннинг», в нарушение Закона ЯНАО № 80-ЗАО, запретившего с 01.09.2007 деятельность по организации и проведению азартных игр на территории округа, осуществляется деятельность, запрещенная законом, с неоднократными и грубыми нарушениями Федерального закона № 244-ФЗ, обратилась в суд с требованием о его ликвидации на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

03.06.2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ИФНС России по г. Надыму ЯНАО, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 244-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Игорные заведения вне зависимости от их вида, имеющие соответствующие лицензии при условии их соответствия требованиям, установленным статьями 15 и 16 названного Федерального закона вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным данными статьями, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете, начиная с 01.07.2007, на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

В соответствии со статьей 1 Закона ЯНАО № 80-ЗАО запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с 01.09.2007, за исключением деятельности букмекерских контор, тотализаторов и казино, при условии их соответствия требованиям настоящего закона.

Таким образом, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа запрещена деятельность по проведению азартных игр через залы игровых автоматов.

На основании части 3 статьи 3, части 3 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Приказом Минфина РФ от 08.11.2007 № 100н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям» (далее – Инструкция) определено, что Федеральной налоговой службой непосредственно и (или) через свои территориальные органы наделены полномочиями по осуществлению проверок технического состояния игрового оборудования и контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (пункт 1 Инструкции).

Таким образом, из изложенного выше следует вывод, что налоговые органы наделены полномочиями по проведению проверки юридических лиц, являющихся организаторами азартных игр, на предмет законности осуществляемой им деятельности.

Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неверном толковании перечисленных выше правовых норм.

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации корреспондирует с пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», согласно которому налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях подпункта 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации также наделяет налоговые органы правом предъявлять в суды иски о ликвидации юридических лиц, по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Наделение налоговых органов полномочиями по предъявлению от имени государства

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу n А81-791/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также