Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2009 по делу n А75-2402/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 сентября 2009 года

                                                     Дело №   А75-2402/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 сентября 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Семёновой Т.П.

судей  Гергель М.В., Глухих А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Кичигиной З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5006/2009)  муниципального предприятия «Городские электрические сети» на решение  Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.05.2009 по делу № А75-2402/2009 (судья Лысенко Г.П.), принятое по иску открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания» к  муниципальному предприятию «Городские электрические сети» муниципального образования г. Ханты-Мансийск о взыскании 5 478 938 рублей 21 копейки

при участии в судебном заседании представителей: 

от МП «Городские электрические сети» - директор Дмитриев  С.Н. (распоряжение № 30-к от 19.01.1998; Клепак Н.А. по доверенности б/н от 27.08.2009;

от ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» - Галуза С.Н. по доверенности № 09/29 от 06.04.2009

установил:

Открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания» (далее - ОАО «ТЭК») обратилось в арбитражный суд к муниципальному предприятию «Городские электрические сети» (далее - МП «ГЭС») с иском о взыскании задолженности в размере 5 478 938 рублей 21 копейка, в том числе: 4 709 799 рублей 24 копейки основного долга и 769 138 рублей 97 копеек  процентов за пользование чужими денежными средствами.

            В свою очередь, ответчик представил в арбитражный суд встречный иск о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 022 602 рубля 03 копейки.

            Суд принял к рассмотрению встречный иск совместно с первоначальным иском.

            Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.05.2009 по делу № А75-2402/2009 первоначальный иск ОАО «ТЭК» удовлетворён. С МП «ГЭС»  в пользу ОАО «ТЭК» взыскано 4 709 799  рублей 24 копейки долга, 50 000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с учётом применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 38 894 рубля 69 копеек расходов по уплате государственной пошлины, всего 4 798 693 рубля 93 копейки. Встречный иск  МП «ГЭС»  удовлетворён. С ОАО «ТЭК» в пользу МП «ГЭС» взыскано  1 022 602 рубля 03 копейки, а также 16 613 рублей расходов по уплате государственной пошлины, всего 1 039 215 рублей 03 копейки.

            Определением арбитражного суда от 18.06.2009 в мотивировочной части решения от 28.05.2009 была исправлена описка, указано читать в решении по тексту правильно пункты 4, 108 Правил розничных рынков, статья 333 ГК РФ.

            Не согласившись с принятым судебным актом, МП «ГЭС» подало апелляционную жалобу, в которой просит  его отменить в части взыскания с МП «ГЭС» задолженности в общей сумме 4 798 693 рубля 93 копейки. В остальной части просит оставить решение суда в силе.

            Податель жалобы считает, что ОАО «ТЭК» не доказало факта поставки МП «ГЭС» электрической энергии по свободным нерегулируемым ценам, так как в счетах был выставлен к оплате объём электроэнергии только по регулируемому тарифу; указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права; считает, что оплате подлежит только объём фактически принятой электроэнергии; считает расчёт исковых требований неверным, при этом указывая на то, что МП «ГЭС» не имеет возможности представить иной расчёт из-за отсутствия информации о потребителях ОАО «ТЭК».

            От ОАО «ТЭК» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

            От МП «ГЭС» поступило письменное ходатайство о приобщении  новых доказательств к материалам дела.

            Ходатайство судом удовлетворено.

            В судебном заседании представитель МП «ГЭС» поддержал доводы апелляционной жалобы.

            Представитель ОАО «ТЭК» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

            В судебном заседании был объявлен перерыв с 31.08.2009 до 07.09.2009.

            Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в  порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

            От ОАО «ТЭК» не поступило возражений против проверки законности и обоснованности решения суда только в части удовлетворения первоначального иска.

            Исходя из положений названной нормы закона и доводов апелляционной жалобы, а также отсутствия вышеуказанных возражений ОАО «ТЭК» суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда только в части удовлетворения первоначального иска.

            Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

            Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ОАО «ТЭК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии и границами зоны его деятельности являются административно-территориальные границы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. ОАО «ТЭК» осуществляет поставку электрической энергии покупателям на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи.

В целях осуществления поставки электрической энергии для нужд МП «ГЭС» на 2007 год ОАО «ТЭК» направило 23.11.2006 в адрес МП «ГЭС» проект договора энергоснабжения № 12 от 22.11.2006, который был подписан с протоколом разногласий. В свою очередь, ОАО «ТЭК» данный протокол разногласий МП «ГЭС» подписало с протоколом урегулирования разногласий.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения з указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

МП «ГЭС»  в соответствии со статьёй 445 ГК РФ в суд с требованием об урегулировании разногласий по вышеуказанному договору не обращалось.

ОАО «ТЭК» также не обращалось в суд с требованием о понуждении МП «ГЭС» заключить договор энергоснабжения, так как в силу пунктом 1, 3 статьи 426, пункта 4 статьи 445 ГК РФ в суд с иском о понуждении  заключить публичный договор может обратиться только контрагент обязанной стороны, то есть МП «ГЭС».

Поскольку по существенным условиям договора энергоснабжения № 12 от 22.11.2006 стороны не достигли соглашения, то договор энергоснабжения на 2007 год между сторонами  не был заключён.

Вместе с тем, МП «ГЭС» в течение 2007 года пользовался поставляемой ОАО «ТЭК» электрической энергией.

Факт пользования электрической энергией подтверждается материалами дела и не оспаривается МП «ГЭС».

Суд первой инстанции, исходя из фактически сложившихся между сторонами правоотношений по поставке и покупке электрической энергии, регулируемых главой 30 ГК РФ, пришёл к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований ОАО «ТЭК» исходя из следующего.

    За поставленную ОАО «ТЭК» в течение 2007 года электроэнергию МП «ГЭС» произвело оплату по регулируемым ценам.

   Между тем, поставка электроэнергии ОАО «ТЭК» осуществлялась МП «ГЭС» как по регулируемым ценам, так и по нерегулируемым (свободным) ценам.

Возражения МП «ГЭС», по сути, сводятся к тому, что ОАО «ТЭК» не доказало факта поставки электрической энергии по свободным нерегулируемым ценам в 2007 году.

   Однако вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ МП «ГЭС» надлежащих доказательств в обоснование своих возражений суду не представило.   

 В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ  применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового и розничных рынков, а также утверждает правила заключения   и исполнения публичных договоров.

31.08.2006 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 530 «Об   утверждении   правил   функционирования   розничных   рынков   электрической энергии     в   переходный     период  реформирования  электроэнергетики» (далее – Правила функционирования розничных рынков).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене (тарифу, расценке, ставке и т.п.), устанавливаемой или регулируемой уполномоченными на то государственными органами.

Федеральным законом от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней.

Правительством Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии» (далее - Основы ценообразования), которыми определены основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую энергию.

Пунктом 3 Основ ценообразования в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.

В соответствии с пунктом 4 Правил функционирования розничных рынков с 01.09.2006 продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объёмах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объёмам покупки электрической энергии (мощности) регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.

Продажа остальных объёмов электрической энергии (мощности) на территории субъектов Российской Федерации, включённых в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Пунктом 106 Правил функционирования розничных рынков определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям по регулируемым ценам  (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объёме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Согласно     пункту   109  Правил   функционирования  розничных  рынков  электрическая  энергия (мощность)    сверх объёмов, поставляемых    покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил розничных рынков, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней   нерегулируемых цен на розничных рынках.

Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчётный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.

Указанные предельные уровни определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, размера платы за подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией данного потребителя (покупателя), включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии в случае поставки электрической энергии по договору энергоснабжения.

Средневзвешенная    свободная (нерегулируемая) цена    электрической энергии (мощности) на оптовом рынке рассчитывается администратором торговой системы оптового рынка для точек (групп точек)    поставки, в которых    соответствующий участник     оптового рынка - поставщик электрической  энергии  (мощности)     на розничном рынке приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для целей продажи на розничном рынке.

Вышеназванными  нормами права установлен механизм расчёта   нерегулируемых цен.

Довод МП «ГЭС» о неправомерности применения ОАО «ТЭК» свободных цен со ссылкой на потребление им в течение 2007 года электроэнергии в пределах объёмов, поставляемых по регулируемым ценам (тарифам), не принимается апелляционным судом.

При разрешении спора суд первой инстанции на основании оценки представленных ОАО «ТЭК» доказательств с учётом вышеприведённых положений норм права пришёл к выводу о правомерности требования ОАО «ТЭК» об оплате части потреблённой МП «ГЭС» в 2007 году электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

Предельные объёмы   продажи   электрической энергии на оптовом   рынке по регулируемым тарифам установлены Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 (далее – Правила оптового рынка), в долях от объёма производства (потребления) электрической   энергии, определённого для   участника оптового      рынка   в   сводном      прогнозном  

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2009 по делу n А46-8102/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также