Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2008 по делу n А46-1950/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Произвести замену стороны ее правопреемником (ст.48 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 мая 2008 года

Дело № А46-1950/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 мая 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Рыжикова О.Ю., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1656/2008) открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2008 по делу № А46-1950/2008 (судья Солодкевич И.М.),

по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области

о признании незаконными действий и обязании уплатить проценты

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» – Рябков М.В. по доверенности от 03.04.2008 № 84/33 сроком действия до 01.04.2009;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области – Золотарева А.А. по доверенности от 26.12.2007 № 08-юр/12584 сроком действия до 31.12.2008; Борисовская Н.Н. по доверенности от 26.12.2007 № 08-юр/12576 сроком действия до 31.12.2008;

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 26.02.2008 по делу № А46-1950/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Акционерная компания энергетики и электрификации «Омскэнерго» (далее по тексту – ОАО АК «Омскэнерго», Общество, налогоплательщик) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, налоговый орган) о признании действий должностных лиц, выразившихся в отказе уплатить проценты за неправомерно взысканный налог на добавленную стоимость (НДС РФ) в сумме 1 834 143 руб., незаконными, проверив их на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, и обязании уплатить проценты в сумме 182 981 руб. за несвоевременно взысканный налог на добавленную стоимость (НДС РФ).

В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что из норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок возврата и зачета излишне уплаченного налога и излишне взысканного налога следует, что законодатель установил различные правовые режимы зачета или возврата излишне уплаченного налога и зачета или возврата излишне взысканного налога, что обусловлено различными причинами пополнения бюджета (внебюджетных фондов): ошибкой самого налогоплательщика (в первом случае) или незаконными действиями, решениями государственных органом (имеющими место быть в случае втором).

Исходя из этого, а также неполной тождественности самих понятий «зачет» и «возврат», несмотря на схожесть их экономической (но не правовой) природы, различны и правовые последствия для участников правоотношений, складывающихся при зачете (возврате) излишне уплаченного налога или зачете (возврате) излишне взысканного налога, в том числе и в части исчисления процентов в случае нарушения установленных статьей 78 или статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации условий их осуществления.

Так статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено при зачете излишне уплаченного налога, что имело место в настоящем деле, начисление процентов.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом Общество ссылается на то, что реализация налоговым органом права на взыскание недоимки по налогам (сборам), а также пени и штрафов, осуществляется, в том числе путем совершения действий по самостоятельному проведению зачетов излишне уплаченных сумм налогов в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае, по мнению налогоплательщика, имеет место именно факт излишнего взыскания налога.

Налоговый орган в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. По мнению налогового органа в рассматриваемом случае имел место факт излишней уплаты налогоплательщиком налога, а оснований для начисления и уплаты процентов за несвоевременный зачет излишне уплаченной суммы налога в законе не установлено.

В заседании суда апелляционной инстанции от ОАО АК «Омскэнерго» поступило письменное ходатайство о его замене в порядке процессуального правопреемства на открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», в связи с реорганизацией в форме присоединения.

Ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено, открытое акционерное общество «Акционерная компания энергетики и электрификации «Омскэнерго» в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменено на его правопреемника – открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту – ОАО «МРСК Сибири», Общество, налогоплательщик).

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель налогового органа поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

Налоговым органом 28.11.2006 самостоятельно было принято решение за № 6456 о зачете излишне уплаченного Обществом налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) внутри кода бюджетной классификации (КБК) НДС РФ в сумме 1 834 143 руб.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 23.05.2007 по делу № А46-154/2007, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа 19.09.2007, были удовлетворены требования Общества, указанные действия Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим на налогоплательщикам по Омской области были признаны незаконными, на налоговый орган была возложена обязанность осуществить в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачёт 1 834 143 руб. излишне уплаченного НДС в счет текущих обязательств Общества по нему.

09.11.2007 налоговым органом постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 23.05.2007 по делу № А46-154/2007 исполнено путем проведения по заявлению Общества от 23.05.2007 № 7042 требуемого судебным актом зачета, о чем налогоплательщику было направлено извещение от 15.11.2007 № 819.

29.12.2007 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением об уплате 182 981 руб. процентов, начисленных за период с 29.11.2006 по 09.11.2007 на сумму неправомерно взысканного НДС в размере 1 834 143 руб., мотивировав его тем, что налоговый орган, приняв решение от 28.11.2006 № 6456, осуществило излишнее взыскание налога, в силу чего, учитывая тождественность экономического содержания зачета и возврата, на его сумму в порядке, установленном пунктами 1, 4 и 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат начислению и уплате проценты.

30.01.2008 налоговый орган письмом № 32-15/10483 уведомил налогоплательщика о том, что не усматривает законных оснований для удовлетворения его заявления об уплате процентов, по причине отсутствия как излишнего взыскания налога, понуждения к его возврату, так и нарушения при этом предусмотренного срока, а значит и оснований для исчисления и выплаты процентов.

Общество, считая, что действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с требование о признании их незаконными и обязании налогового орган уплатить проценты.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества было отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ, прекратившей своё действие 31.12.2006, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, выносимому в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), возврат же суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи. При этом сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога, исчисляемыми со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Из приведенных норм налогового законодательства суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что, во-первых, законом установлены различные правовые режимы зачета или возврата излишне уплаченного налога и зачета или возврата излишне взысканного налога, что обусловлено тем, что в первом случае пополнение бюджета связано с ошибкой самого налогоплательщика, а во втором – с незаконными действиями, решениями государственных органом; во-вторых, несмотря на схожесть экономической природы зачета и возврата, правовые последствия для участников правоотношений, складывающихся при зачете и возврате различны.

Так сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (пункты 2 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как было указано выше, постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 23.05.2007 по делу № А46-154/2007 было установлено, что НДС в сумме 1 834 143 руб. был излишне уплачен Обществом в бюджет, то есть является излишне уплаченным налогом.

При этом обстоятельство того, что

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2008 по делу n А81-3197/2007. Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК),Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также