Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2009 по делу n А46-10618/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

31 августа 2009 года

Дело № А46-10618/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  31 августа 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5296/2009) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2009 по делу № А46-10618/2009 (судья Лебедева Н.А.),

по иску Департамент имущественных отношений Администрации города Омска

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области

о признании права муниципальной собственности

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Кокина Е.В. по доверенности от 15.04.2009 № 04/1435, действительной 1 год (удостоверение № 515/08);

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  по Омской области – Чепилко Т.В. по доверенности от 11.01.2009 № 39-Д действительной до 31.12.2009 (удостоверение № 138);

установил:

решением от 03.07.2009 по делу № А46-10618/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту – Департамент имущественных отношений, Департамент, истец) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее по тексту – ТУ Росимущества по Омской области, Управление, ответчик) о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2103, площадью 96 кв.м, местоположение которого установлено относительно трансформаторной подстанции № 4004 с почтовым адресом: ул. Ленина, д. 26, корп. 1 в ЦАО г. Омска; о признании недействительной государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2103, площадью 96 кв.м, местоположение которого установлено относительно трансформаторной подстанции № 4004 с почтовым адресом: ул. Ленина, д. 26, корп. 1 в ЦАО г. Омска.

Отказывая в удовлетворении требования Департамента имущественных отношений о признании права муниципальной собственности на земельный участок, суд исходил из отсутствия доказательств нарушения ответчиком прав истца на спорный земельный участок, поскольку общий подход к перераспределению собственности независимо от вида публичного образования един, при этом порядок перераспределения федеральной собственности не допускает двух толкований: инициатива во всех случаях исходит снизу, то есть инициатива должна исходить от самих муниципальных образований. В данном же случае из искового заявления не усматривается, что Департамент имущественных отношений заявлял о своих правах на спорный земельный участок, доказательств обращения в ТУ Росимущества по Омской области с предложением о передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность суду не представлено.

Также суд указал, что в связи с непредставлением Департаментом имущественных отношений в ТУ Росимущества в момент передачи недвижимого имущества – трансформаторной подстанции № 404 документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, возможности вместе с объектом недвижимости (трансформаторной подстанцией № 4004) передать в муниципальную собственность и земельный участок, на котором находится данный объект недвижимости, не имелось.

Отказ в удовлетворении требования о признании недействительной государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2103, площадью 96 кв.м, местоположение которого установлено относительно трансформаторной подстанции № 4004 с почтовым адресом: ул. Ленина, д. 26, корп. 1 в ЦАО г. Омска, мотивирован тем, что государственная регистрация права Российской Федерации на данный земельный участок не проводилась.

В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Департамент ссылается на то, что объект недвижимого имущества – трансформаторная подстанция № 4004, расположенная по адресу: ул. Ленина, 26, корп.1, передан в муниципальную собственность в целях разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на данный объект недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности, в связи с чем в силу закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также положений части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2103, на котором расположена трансформаторная подстанция, относится к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Также податель апелляционной жалобы считает, что в данном случае досудебный порядок урегулирования спора не установлен Постановлением Правительства РФ от 113.06.2006 № 374, поскольку речь идет не о передаче в муниципальную собственность какого-то нового объекта недвижимости в порядке, предусмотренном данным постановлением, а о передачи земельного участка под объектом недвижимости, который уже передан в муниципальную собственность.

Кроме того, Департамент имущественных отношений указывает на то, что, если суд пришел к выводу о несоблюдении истцом досудебного порядке урегулирования спора, то суд должен был в соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставить исковое заявление без рассмотрения, а не разрешать дело по существу.

В отношении отказа суда в признании недействительной государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок податель апелляционной жалобы ссылается на то, что в силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Соответственно в данном случае, по мнению Департамента, земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:0066 площадью 35 580 кв.м, право собственности на который было зарегистрировано за Российской Федерации, прекратил свое существование, и у Российской Федерации возникло право собственности на два новых земельных участка с кадастровыми номерами: 55:36:09 01 01:2103, 55:36:09 01 01:2104, то есть фактически за Российской Федерацией сохранилась государственная регистрация права на два новых земельных участка, в том числе на земельный участок под объектом недвижимости, находящимся в федеральной собственности, что нарушает права муниципального образования город Омск.

ТУ Росимущества по Омской области в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель ТУ Росимущества по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении; пояснил, что право собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки не зарегистрировано.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с решением Омского городского Совета от 25.12.2003 № 127, распоряжением Правительства РФ от 30.07.2005 № 1096-р из федеральной собственности была передана в муниципальную собственность трансформаторная подстанция № 4004, расположенная по адресу: ул. Ленина, 26, корп.1.

Из решения Омского городского Совета от 25.12.2003 № 127 следует, что решение о передаче в муниципальную собственность принималось во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 № 437 указанное Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 признано утратившим силу, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно акту приема-передачи от 21.05.2007 ТУ Росимущества по Омской области передало, а Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска принял объект недвижимого имущества – трансформаторную подстанцию № 4004, расположенная по адресу: ул. Ленина, 26, корп.1.

01.11.2007 зарегистрировано право собственности на трансформаторную подстанцию № 4004 – нежилое одноэтажное строение, общей площадью 50,60 кв.м, литера ТП, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Ленина, дом 26, корпус 1, за муниципальным образованием город Омск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 01.11.2007 серии 55 АВ № 561831.

При этом, данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 01:0066, площадью 35 580 кв.м, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2007 серии 55 АВ № 508382.

Распоряжением ТУ Росимущества по Омской области от 17.10.2008 № 775-р был утвержден проект границ по образованию земельных участков федеральной собственности, относящихся к категории земель населенных пунктов:

- площадью 96 кв.м, местоположение которого установлено относительно трансформаторной подстанции № 4004 с почтовым адресом: ул. Ленина, д. 26, корп. 1 в ЦАО г. Омска;

- площадью 35 484 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: ул. Ленина, д. 26 в ЦАО, земли специального назначения.

Данным распоряжением установлен вид использования земельного участка площадью 96 кв.м – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 27.01.2009 земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:0066 был разделен на два новых земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2103, площадью 96 кв.м (на котором и расположен объект муниципальной собственности: трансформаторная подстанция № 4004 с почтовым адресом: ул. Ленина, д. 26, корп. 1 в ЦАО г. Омска); земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2104.

Департамент имущественных отношений, считая, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 01:2103, площадью 96 кв.м, на котором расположен объект муниципальной собственности (трансформаторная подстанция), в силу закона является муниципальной собственностью, а наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на этот земельный участок не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с требованиями: о признании права муниципальной собственности на данный земельный участок; о признании недействительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот земельный участок.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Означенное решение обжалуется Департаментом имущественных отношений в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим частичной отмене исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пункт 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» следует, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2009 по делу n А81-325/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также