Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу n А46-4909/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 мая 2008 года

                                             Дело №   А46-4909/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  05 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 мая 2008 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильницкой Д.В.

судей Литвинцевой Л.Р., Зиновьевой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1393/2008) открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» на решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2008 по делу № А46-4909/2007 (судья Целько Т.В.), принятое по иску открытого акционерного общества «Акционерная компания энергетики и электрификации «Омскэнерго» к муниципальному образованию город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска, третье лицо: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска о взыскании 841005руб. 84коп.,

при участии в судебном заседании представителей: 

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» – Дубова Е.В., доверенность № 94/1 от 03.04.2008;

от муниципального образования город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска – Гапуненко А.К., доверенность № 3002 от 03.08.2005;

от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – не явились;

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Акционерная компания энергетики и электрификации «Омскэнерго» (сокращенное наименование – ОАО АК «Омскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному образованию город Омск в лице Департамента финансов и контроля Администрации города Омска о взыскании 841005руб. 84коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в январе-декабре 2002 года на основании постановления Мэра города Омска от 10.04.2001 № 157-п льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан (членам общественных формирований).

Определением Арбитражного суда Омской области от 06.06.2007 к участию в деле № А46-4909/2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.

Решением от 12.02.2008 по делу № А46-4909/2007 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении исковых требований ОАО АК «Омскэнерго» отказал ввиду пропуска последним срока исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком.

Не соглашаясь с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец сослался на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушение судом норм материального права.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу истца без участия представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Омска.

В связи с реорганизацией ОАО АК «Омскэнерго» суд апелляционной инстанции в судебном заседании произвел замену истца в порядке ст. 48 АПК РФ на его процессуального правопреемника – открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (сокращенное наименование – ОАО «МРСК Сибири»).

Представитель истца в судебном заседании требование апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ответчика просил оставить обжалуемое решение без изменения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.04.2001 № 157-п утверждено Положение о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для членов общественных формирований в сфере жилищного хозяйства (далее – Положение).

Указанным Положением наиболее активным членам органов территориального и иных органов общественного самоуправления, работающих на общественных началах, предоставлены льготы в размере 10-50 процентов от суммы оплаты за следующие услуги:

-  за содержание и текущий ремонт мест общего пользования;

- за  пользование  коммунальными  услугами   (отопление,   горячее  и  холодное водоснабжение,    канализование,    газоснабжение,    электроэнергия,    вывоз    мусора, обслуживание лифтов);

-  за пользование радиоточкой и коллективной антенной;

-  по оплате топлива и газа, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению и его доставки в дома, не имеющие центрального отопления и газоснабжения.

Согласно п.п. 3, 5 Положения решение о предоставлении льгот выносит администрация административного округа в форме постановлений или распоряжений на основании первоначально принятых решений домового (квартального) комитета, комитета территориального общественного самоуправления (КТОС) о предоставлении льгот.

В соответствии с п. 7 Положения копии постановления (распоряжения) администрации о предоставлении льгот с приложением списка лиц, пользующихся правом на льготы по оплате за обслуживание и содержание жилого фонда, в пятидневный срок со дня его подписания (утверждения) руководителем администрации направляются администрацией административного округа в соответствующие жилищно-эксплуатационные (муниципальные и иные) предприятия, включая жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ), в совет домовых и квартальных комитетов административного округа, а также в те предприятия и организации, которые предусматривают прямые расчеты за предоставляемые коммунальные услуги, минуя жилищно-эксплуатационные предприятия.

Руководитель жилищно-эксплуатационного и коммунального предприятия в трехдневный срок с момента получения списка доводит сведения о льготниках до исполнителей, которые непосредственно вносят изменения в соответствующие платежные документы. Соответственно, в тех организациях, где оплата производится на основе полученных гражданами от организации квитанций (справок, чеков и иных платежных требований), указанные платежные документы выписываются с учетом снижения платежей на сумму предоставленных льгот (п. 9 Положения).

Жилищно-эксплуатационные и коммунальные предприятия, формирующие платежные документы и производящие расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставленных льгот, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляют сведения о сумме льгот по категориям льготников и видам коммунальных и иных услуг предприятиям-поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-эксплуатационные и коммунальные предприятия в течение пяти дней по окончании каждого квартала предоставляют сведения о затратах, связанных с предоставлением льгот членам общественных формирований в сфере жилищного хозяйства, в соответствующие администрации административных округов, которые в месячный срок осуществляют возмещение этих затрат (п. 11 Положения).

Контроль за правильностью начисления льгот и своевременностью их возмещения за счет выделяемых бюджетных средств возложен на администрации административных округов и управление по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации города (п. 12 Положения).

Согласно п. 10 Положения льготы, предусмотренные данным нормативным актом, применяются дополнительно к льготам по оплате жилья и коммунальных услуг, установленным действующим федеральным законодательством.

Во исполнение постановления Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.04.2001 № 157-п администрациями Советского, Кировского, Октябрьского, Ленинского и Центрального административных округов города Омска приняты постановления о предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, поименованным в приложениях к указанным постановлениям.

При обращении с настоящим иском в суд истец заявил, что в период с января по декабрь 2002 соответствующие категории граждан осуществляли оплату электрической и тепловой энергии с учетом предоставленной льготы, неполученная от указанной категории граждан сумма является убытками истца и подлежит возмещению  муниципальным образованием город Омск на основании ст.ст. 16, 1071 ГК РФ.

Исходя из п. 2 Положения о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для членов общественных формирований в сфере жилищного хозяйства, утвержденного постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.04.2001 № 157-п, компенсация предприятиям-поставщикам жилищно-коммунальных услуг затрат, связанных с предоставлением льгот активным членам органов территориального и иных органов общественного самоуправления, осуществляется из бюджета города Омска.

Как установлено судом первой инстанции, ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязательств по компенсации затрат предприятия в связи с реализацией указанных льгот повлекло возникновение у истца убытков.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его  право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

По расчету истца размер задолженности бюджета города Омска по компенсации затрат, связанных с предоставлением членам общественных формирований льгот по оплате электрической и тепловой энергии, в указанный период составил 841005руб. 84коп.

При определении размера убытков истцом была учтена общая сумма льгот, предоставленных указанной категории граждан в период с января по декабрь 2002 года (2841005руб. 84коп.), и размер произведенной компенсации (2000000руб.).

При вынесении решения по делу суд первой инстанции признал расчет истца неверным в связи с неправомерным включением в предъявленную ко взысканию сумму убытков суммы налога на добавленную стоимость.

При определении размера убытков суд исходил из того, что размер недополученных истцом доходов без учета НДС (20%) составляет 2272804руб. 67коп.

В связи с частичным возмещением истцу затрат, связанных с предоставлением льгот, в сумме 2000000руб. сумма неполученных истцом доходов без НДС, по расчету суда, составила 272804руб. 67коп.

Как следует из обжалуемого решения, при определении размера обоснованно  заявленных истцом убытков суд руководствовался положениями пп. 1 п. 1 ст. 146, абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Между тем, в рассматриваемом случае предоставление льгот гражданам регламентировано актом органа местного самоуправления - постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.04.2001 № 157-п, утвердившим Положение о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для членов общественных формирований в сфере жилищного хозяйства.

Поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения положений пп. 1 п. 1 ст. 146, абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ.

Однако ошибочный вывод суда первой инстанции о размере убытков истца не привел к принятию неправильного решения по делу.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).

Требование о взыскании убытков предъявлено истцом к Департаменту финансов и контроля Администрации города Омска, осуществляющему от имени муниципального образования город Омск функции управления финансами муниципального образования (п. 1 Положения о Департаменте финансов и контроля Администрации города Омска, утвержденного  постановлением Мэра города Омска от 21.07.2005 № 343-п).

При этом ответчиком было заявлено о применении исковой давности к требованию истца.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Согласно п. 11 Положения о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для членов общественных формирований в сфере жилищного хозяйства, утвержденного постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.04.2001 № 157-п, сведения о сумме льгот

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу n   А70-7363/10-2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также