Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу n А46-13826/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 мая 2008 года

                                      Дело №   А46-13826/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  29 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 мая 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1309/2008) Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2008 по делу № А46-13826/2007 (судья Пермяков В.В.), по заявлению Региональной энергетической комиссии Омской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

3-е лицо  Открытое акционерное общество "Омская энергосбытовая компания"

о признании недействительным решения № 04/20-07 от 22.10.2007 и предписания от № 04/20-07 от 22.10.2007,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя – Никиворовой Е.В. (по доверенности от 10.08.2007 № 01-16/1155, удостоверение № 108 от 28.06.2007), Ширяевой Т.А. (по доверенности от 17.03.2008 № 01-07/6, действительной до 31.12.2008, удостоверение № 122 от 18.03.2008);

от заинтересованного лица – Михеева В.М. (по доверенности от 21.01.2008, действительной до 31.12.2008, удостоверение № 0738 от 18.06.2007);

от 3-го лица: - не явился (извещен),

УСТАНОВИЛ:

решением  по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области, комиссия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – УФАС по Омской области, Управление) о признании недействительными решения от 22.10.2007 № 04/20-07 и предписания от 22.10.2007 № 04/20-07.

            В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемыми ненормативными актами права и законные интересы РЭК Омской области нарушены не были в связи с чем они признанию недействительными не подлежат.

Не согласившись с решением суда, комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права. Открытое акционерное общество "Омская энергосбытовая компания" (далее – «Омская энергосбытовая компания», общество) функционирует только на рынке поставки энергии и, соответственно, не работает на рынке оказания услуг по передаче энергии, в связи с чем не может составлять конкуренцию сетевым организациям и соответственно у последних действия общества повлечь убытки не могут; доказательств того, что между комиссией и обществом заключено соглашение или ими совершены согласованные действия, в деле нет. В дополнительных доводах к апелляционной жалобе комиссия указывает на то, что судом не исследован довод РЭК по Омской области о том, что услуги по передаче электрической энергии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В отзыве и возражениях на апелляционную жалобу УФАС по Омской области с ее доводами не соглашается, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители Региональной энергетической комиссии Омской области поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель пояснил, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам Региональной энергетической комиссии Омской области, изложенным в дополнениях к апелляционной жалобе

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на  апелляционную жалобу.

Судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 29.04.2008 до 17 час. 10 мин.

После перерыва, 29.04.2008 представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области представил дополнительные возражения на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Представитель Региональной энергетической комиссии Омской области утверждает, что антимонопольный орган не имеет полномочий выносить решение № 04/20-07 от 22.10.2007 и предписание от № 04/20-07 от 22.10.2007, так как может только контролировать соблюдение правил передачи электроэнергии – доступ к услугам.

Представитель Управления области считает решение суда первой инстанции законным обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что антимонопольный орган  в силу ст. 25 ФЗ «Об электроэнергетике» наделен полномочием признавать недействительными ненормативный акты.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, дополнительные доводы к ней, отзыв на нее и дополнительные возражения, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

10 октября 2007 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области было рассмотрено заявление первого заместителя Мэра города Омска Директора Департамента городского хозяйства Администрации города Омска В.Д. Потапова, содержащее просьбу принять заинтересованным лицом соответствующие меры в связи с осуществлением ОАО «Омская энергосбытовая компания» незаконных действий в отношении неопределенного круга потребителей электрической энергии.

На основании вышеуказанного заявления Департамента городского хозяйства Администрации города Омска в отношении Региональной энергетической комиссии Омской области и ОАО «Омская энергосбытовая компания» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства от 01.10.2007 № 04/20-07.

Решением от 22.10.2007 № 04/20-07 действия указанных организаций по направлению ОАО «Омская энергосбытовая компания» потребителям электрической энергии согласованных с РЭК писем, информирующих потребителей об обязательности заключить с ОАО «Омская энергосбытовая компания» договоры энергоснабжения и предлагающих в связи с этим расторгнуть действующие договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, а также публикации в средствах массовой информации об обязательности заключения с ОАО «Омская энергосбытовая компания» договоров энергоснабжения как единственном способе построения договорных отношений по обеспечению передачи электрической энергии были признаны нарушающими пункты 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Предписанием от 22.10.2007 № 04/20-07 Региональной энергетической комиссии Омской области и ОАО «Омская энергосбытовая компания» предписано:

- прекратить нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства,

- отозвать письма потребителям, информирующие об обязательности заключить с ОАО «Омская энергосбытовая компания» договоры энергоснабжения и предлагающих в связи с этим расторгнуть действующие договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями,

- направить потребителям уточняющую информацию о порядке, регулирующем договорные отношения при оказании услуг по передаче электрической энергии, предусмотренном действующим законодательством,

- разместить в еженедельнике «Коммерческие вести» уточняющую информацию для руководителей организаций-потребителей электрической энергии и организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, размещенную в еженедельнике «Коммерческие вести» от 19.09.2007 № 36 в полном соответствии с действующим законодательством.

Полагая, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22.10.2007 № 04/20-07 и предписание от 22.10.2007 № 04/20-07 являются незаконными и нарушающими охраняемые законом права и интересы заявителя, Региональная энергетическая комиссия Омской области обратилась в арбитражный суд.

04.02.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта, действия государственного органа незаконным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, заявитель, обращаясь с настоящим заявлением, должен представить арбитражному суду доказательства того, что оспариваемыми ненормативными актами заинтересованным лицом были нарушены права и законные интересы заявителя.

В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 28.11.2006 № 318-э/15, пункт 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен за электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2, был дополнен текстом следующего содержания: «Начиная с 2008 года тарифы на услуги по передаче электрической энергии на одном уровне напряжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, независимо от того, к сетям какой организации они присоединены».

Из материалов дела усматривается, что в целях реализации вышеуказанного приказа, Региональная энергетическая комиссия Омской области разработала концепцию по формированию тарифов на транспортировку электроэнергии по сетям, заключающуюся в установлении единой стоимости для всех конечных потребителей в регионе, присоединенных на одном уровне напряжения и принадлежащих к одной группе независимо от того, к какой сетевой организации они подключены.

Указанная концепция была опубликована заявителем в газете «Коммерческие вести» от 19.09.2007 № 36 в статье под заголовком «Вниманию руководителей организаций – потребителей электрической энергии и организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии», в выпуске Прииртышье «Российской газеты» от 27.12.2007 № 291, а также распространялась ОАО «Омская энергосбытовая компания» в августе 2007 года в виде обращений к потребителю, согласованных с председателем РЭК Омской области, что подтверждается копией письма находящегося в деле.

Из материалов дела усматривается, что указанные действия оспариваемым заявителем решением Региональной энергетической комиссии Омской области были признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 14, пункты 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Предписанием от 22.10.2007 № 04/20-07 Региональной энергетической комиссии Омской области и ОАО «Омская энергосбытовая компания» предписано прекратить нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, отозвать письма потребителям и направить потребителям уточняющую информацию о порядке, регулирующем договорные отношения при оказании услуг по передаче электрической энергии, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, запрещаются.

ОАО «Омская энергосбытовая компания», имеющая статус гарантирующего поставщика, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на рынке энергоснабжения и хозяйствующих субъектов.

Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и контроль за применением

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу n А46-6916/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также