Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу n А46-8274/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 мая 2008 года

                                              Дело №   А46-8274/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  29 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 мая 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-930/2008) индивидуального предпринимателя Бабаевой Марии Георгиевны  на решение  Арбитражного суда Омской области от 16.01.2008 по делу № А46-8274/2007 (судья Яркова С.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Бабаевой Марии Георгиевны  к Главному управление по земельным ресурсам Омской области

3-и лица:Департамент имущественных отношений администрации г. Омска, ЗАО "Деревообрабатывающий центр", Меркульев Петр Викторович Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, закрытое акционерное общество «Деревообрабатывающий центр», Меркульев Петр Викторович

о признании незаконными бездействия,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя - Плехановой Е.Н. по доверенности 07.12.2006 № 1-3240, действительной 3 года (паспорт 5203 № 823279 выдан Первомайским УВД САО Г. Омска 02.12.2003);

от заинтересованного лица - не явился, извещен надлежащим образом;

от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска -  не явился (извещен);

от закрытого акционерного общества «Деревообрабатывающий центр» - Лосева Я.В. по доверенности от 10.07.2007 (паспорт 5203 № 120435 выдан УВД ОАО г. Омска 21.08.2002);

от Меркульева Петра Викторовича – не явился (извещен),

УСТАНОВИЛ:

решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований, уточненных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, индивидуального предпринимателя Бабаевой Марии Георгиевны (далее – индивидуальный предприниматель, заявитель) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее – ГУ по земельным ресурсам Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не совершении действий по принятию решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Омск, улица 22 Декабря, дом 86, в аренду.

В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что поскольку проект границ земельного участка является основанием для принятия решения о предоставлении его в собственность либо в аренду, а так как данного проекта изготовлено не было, то соответственно у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания в принятии решения о предоставлении предпринимателю земельного участка в аренду.

Не согласившись с решением суда, Бабаева М.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что судом первой инстанции  неполно выяснены обстоятельства дела, не применены нормы закона, подлежащие применению.

Отзывы заинтересованное лицо и третьи лица не представили.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли.

   В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Бабаевой Марии Георгиевны поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе. Просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Пояснила, что спорный земельный участок  делимый, в настоящее время Главное управление по земельным ресурсам Омской области не отказал и не удовлетворил требование предпринимателя в предоставлении земельного участка.

Представитель закрытого акционерного общества «Деревообрабатывающий центр» с доводами апелляционной жалобы не согласилась, поддержала правовую позицию Главного управления по земельным ресурсам Омской области. Пояснила, что спорный земельный участок принадлежит им на праве бессрочного пользования и является не делимым.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Бабаева М.Г. является собственником объектов недвижимости - нежилых помещений общей площадью 1377,3 кв.м., расположенных по адресу: г. Омск, улица 22-го Декабря, дом 86, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 07 августа 2002 года Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним серия 55 АА №396948; нежилого одноэтажного здания с одноэтажной пристройкой, общей площадью 468,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, улица 22-го Декабря, дом 86, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 08 декабря 2003 года Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним серия 55 АА №575562.

12 октября 2006 года индивидуальный предприниматель Бабаева М.Г. обратилась к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка, под указанными объектами недвижимости по адресу: город Омск, улица 22-го Декабря, дом 86, в аренду.

20.10.2006 письмом исх. № 0201/5198 Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило обращение предпринимателя Бабаевой М.Г. в Администрацию г. Омска для предоставления в соответствии с пунктом 5 Приложения № 3 к Постановлению Правительства Омской области от  16.06.2006 № 73-п «О  мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска» утвержденного проекта границ земельного участка, на котором расположено нежилое одноэтажное строение с одноэтажной пристройкой, находящегося по адресу: город Омск, улица 22 Декабря, дом 86.

Главное управление по земельным ресурсам Омской области письмом от 25.10.2006 исх. № 0201/5518 известило предпринимателя Бабаеву М.Г. о том, что по ее заявлению направлен соответствующий запрос в Администрацию г. Омска.

Как следует из письма Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 09.07.2007 исх. № 02-01/22172, в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был направлен для доработки проект границ по упорядочению земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:0012 по улице 22 Декабря, дом 86 в Кировском административном округе города Омска. Как указал Департамент имущественных отношений в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства», утвержденными 17 февраля 2003 года Федеральной службой земельного каластра России положение границ земельного участка на проектном плане подлежит согласованию с правообладателями этого земельного участка и правообладателями смежных земельных участков. Согласование положения границ земельного участка на проектном плане оформляется актом согласования. Акт подписывается всеми участниками процесса согласования, включая исполнителя работ. В представленном проекте границ в акте согласования границ отсутствуют подписи правообладателей земельного участка и правообладателей смежных земельных участков, в том числе и исполнителя работ.

В свою очередь Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в адрес Главного управления по земельным ресурсам Омской области был направлен ответ от 16.08.2007 исх. № 07/14433, в котором сказано, что при проведении Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска процедуры согласования проекта границ земельного участка с его правообладателями, был получен отказ собственников объектов недвижимости в согласовании проектных границ с расчетом долей, в связи с чем, утвердить проект границ земельного участка не представляется возможным.

Индивидуальный предприниматель Бабаева М.Г. считая бездействие Главного управления по земельным ресурсам Омской области по не принятию решения о предоставлении земельного участка по адресу: город Омск, улица 22 Декабря, дом 86, незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в суд.

16.01.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта, действия государственного органа незаконным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, заявитель, обращаясь с настоящим заявлением, должен был представить арбитражному суду доказательства того, что спорными действиями ответчиком были нарушены права и законные интересы заявителя.

Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, такие доказательства предпринимателем не были представлены суду.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу п.п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений обладают исключительным правом на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

Пунктом 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ предусматривается, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. В п. 5 указанной статьи устанавливается, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу n А46-10120/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также