Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по делу n А46-1323/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 июня 2009 года

                                                     Дело №   А46-1323/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  04 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 июня 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Золотовой Л.А.,

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2188/2009) ) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение Арбитражного суда Омской оА46-1323/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению  открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) г. Омска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительным решения от 29.12.2008 № 309,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области – Золотарева А.А. по доверенности от 12.01.2009 № 08юр/47, действительной до 31.12.2009 (удостоверение УР № 339713 действительной до 31.12.2014);

            от Открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО)– Даниловский М.В. по доверенности от 02.04.2008, действительной 2 года (паспорт 5205 116193 выдан Первомайским УВД САО г. Омска 11.02.2005);

установил:

 

 

Открытое акционерное общество Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) г. Омска (далее - заявитель, ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО), общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Межрайон­ной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 29.12.2008 № 309 об от­казе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонару­шения.

Решением от 03.03.2009 по делу №А46-1323/2009  заявленные требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п года, опубликованного 25.12.2007 в ежедневнике «Омский вестник» № 127, возможно лишь по истечении указанных в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации сроков вступления в силу данного нормативного правового акта органа исполнительной власти Омской области, то есть не ранее чем 25 января 2008 года и не ранее 1 числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть начиная с 1 января 2009 года. В связи с чем при исчислении налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков) по земельному налогу за 3 квартал 2008 года Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п не подлежит применению, соответственно Общество правомерно исчислило авансовые платежи по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, не применив кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Омской области № 174-п.

            В апелляционной жалобе Межрайон­ная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области просит отменить вынесенный по делу судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в Решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.

Налоговый орган считает необоснованным вывод суда о том, что Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п не применяется при исчислении налоговой базы по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, полагая, что указанное Постановление является актом земельного законодательства, в силу чего к нему не могут быть применены нормы налогового законодательства, в частности статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, по мнению Инспекции, Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п вступает в силу в соответствии с пунктом 7 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти», а не в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

            В заседании суда апелляционной инстанции и представленном в апелляционный суд отзыве представитель ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. По мнению представителя Общества, изложенному в отзыве на апелляционную жалобу, и  подтвержденного в ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе, исчисление авансового платежа за 3й квартал 2008г. с применением данных о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Омской области № 174-П от 27.12.2007г. противоречит ст.ст. 3, 17, 53 Налогового кодекса РФ, из содержания которых  следует, что налоговая база может считаться установленной, только в случае нормативного закрепления всех элементов налогообложения, позволяющих налогоплательщику самостоятельно определить размер налоговых обязательств до начала налогового периода.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) зарегистрировано в качест­ве юридического лица  за основным государ­ственным регистрационным номером 102550097234 и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области.

30.10.2008 налогоплательщиком представлен в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа по земельному налогу за указанный период составила 2522594руб.

Специалистами налогового органа проведена камеральная проверка налогового расчета заявителя, по результатам которой составлен акт от 25.11.2008 № 314.

29.12.2008 в присутствии представителей общества Гребенченко СВ., Лещинского С.А. заместителем начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налого­плательщикам по Омской области рассмотрены материалы камеральной проверки нало­гового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года и принято решение № 309.

Означенным решением налоговый орган доначислил к уплате 8555861руб. авансо­вого платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года и 195929руб. пени за его не­своевременную уплату.

Основанием для принятия решения послужило, по мнению налогового органа, не­верное определение налогоплательщиком кадастровой стоимости принадлежащих об­ществу земельных участков. Инспекцией установлено, что при исчислении суммы аван­сового платежа по земельному налогу общество исходило из кадастровой оценки, ут­вержденной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, а не постановле­нием Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результа­тов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Находя решение от 29.12.2008 № 309 нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в  Арбитражный     суд Омской области.

03.03.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

  На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

  Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, в том числе о налоговой базе, об исчисленной сумме налога.

  По смыслу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

  В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

   В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Как указано в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

   Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).

Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Ме­тодических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 №39 (дела – Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указа­нием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методиче­ских указаний, пункт 6.2. Ад­министративного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государст­венной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административно­го регламента).

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Ом­ской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены усреднённые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, которые, по убеждению суда апелляционной инстанции, не могут быть отождествлены с кадастровой стоимостью отдельного земельного участка, являющейся основополагающим элементом налогообложения при определении налоговой базы по земельному налогу.

  Таким образом, определяя налоговую базу по земельному налогу за 3й квартал 2008г. Общество правомерно руководствовалось данными о кадастровой стоимости  находящихся в его пользовании земельных участков, утвержденными Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, а не постановле­нием Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результа­тов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», ссылаясь на невступление указанного нормативного акта в силу до начала налогового периода, а также невозможность определения кадастровой стоимости земельного участка с учетом сведений, содержащихся в Постановлении № 174 (утверждены лишь средние удельные показатели, а не кадастровая стоимость по каждому участку).

  Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о невозможности применения при исчислении авансовых платежей Общества за 3 квартал 2008г. усредненных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Омской области № 174-П, поскольку 26.11.2008 в него были внесены изменения, а именно – результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 дополнены таблицей «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году» согласно приложению, а в силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Аналогичный порядок вступления в силу распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Налоговым периодом по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

То есть Постановление Правительства

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по делу n А46-21344/2008. Изменить решение  »
Читайте также