Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу n А75-1832/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 июня 2009 года

                                                        Дело №   А75-1832/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2601/2009) общества с ограниченной ответственностью «Снежинка» (далее – ООО «Снежинка»; Общество)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.03.2009 по делу № А75-1832/2009 (судья Кущёва Т.П.), принятое

по заявлению ООО «Снежинка»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры (далее – Ханты-Мансийский УФАС России; административный орган)

о признании незаконным постановления № 9 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-007/2009 от 26.01.2009,

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО «Снежинка» − Чибисовой О.Н. по доверенности от 25.12.2008 № 159, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от Ханты-Мансийского УФАС России − представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дело извещено надлежащим образом,

установил:

 

ООО «Снежинка» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Ханты-Мансийскому УФАС России о признании незаконным и отмене постановления № 9 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-007/2009 от 26.01.2009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в сумме 300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.03.2009 в удовлетворении требования Общества отказано.

В качестве правового обоснования принятого решения, суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, а также на соблюдение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

В апелляционной жалобе ООО «Снежинка» просит решение суда первой инстанции от 26.03.2009 по делу № А75-1832/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленного требования.

Податель апелляционной жалобы считает, что административный орган не доказал наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, а также ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

Ханты-Мансийское УФАС России, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило. Однако в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя антимонопольного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом в адрес ООО «Снежинка» было направлено письмо от 11.11.2008 № 02/ОШ-4236 и запрошена информация о перечне лиц, входящих в одну группу лиц.

Письмом Общество сообщило о том, что единственным участником ООО «Снежинка» является физическое лицо. Учредителями ООО «Милана» являются ООО «Снежинка» (20% уставного капитала) и физическое лицо (80% уставного капитала), в связи с чем, ООО «Снежинка» и ООО «Милана» не могут быть признаны группой лиц.

Между тем административным органом было установлено, что размер уставного капитала ООО «Милана» составляет 200 000 рублей при этом 20%, а именно – 400 000 рублей внесены ООО «Снежинка», что, как считает антимонопольный орган, имеет существенной значение для деятельности ООО «Снежинка».

Также административным органом было установлено, что руководители ООО «Снежинка» (Исламгареева А.А.) и ООО «Милана» (Хомина А.А.) находятся в родственных отношениях.

При данных обстоятельствах Ханты-Мансийское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «Снежинка» и ООО «Милана» обладают признаками группы лиц, однако, ООО «Снежинка» по данному вопросу представило неверную информацию, что повлекло нарушение статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Фз «О защите конкуренции».

13.01.2009 в отношении Общества составлен протокол № 6 об административном правонарушении.

26.01.2009 руководитель антимонопольного органа, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление № 09 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-007/200, которым признал ООО «Снежинка» виновным в административном правонарушении по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ и наложил на Общество штраф в сумме 300 000 рублей.

Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ООО «Снежинка», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.

26.03.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в том числе защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, а также для осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции (статьи 1 и 22 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Полномочия антимонопольного органа по проверке соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями прямо закреплены в пункте 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, среди которых предусмотрено право на получение от них необходимых документов и информации.

В силу статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ коммерческие и некоммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями, в частности, для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа.

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ образует, в том числе, действие лица, выразившееся в непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

Основанием для привлечения ООО «Снежинка» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что Общество, не признавая себя группой лиц по отношению к ООО «Милана», представило в административный орган недостоверные сведения.

Ханты-Мансийском УФАС России, на основании письма Управления федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 09.12.2008 № 08-24954, сделан вывод о том, что Хомина А.А. (директор ООО «Милана») и Исламгареева А.А. (директор ООО «Снежинка») находятся в родственных отношениях, что свидетельствует об обладании ООО «Снежинка» и ООО «Милана» признаками группы лиц, согласно статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Между тем, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган при квалификации действий ООО «Снежинка» неправомерно исходил из того, что Обществом представлена заведомо недостоверная информация о взаимоотношениях с ООО «Милана» на основании следующего.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе лиц определены положениями статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (пункты 1 - 14 части 1). При этом группа лиц рассматривается как совокупность хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе и (в силу особых связей: имущественных, родственных, управленческих и иных) способных оказывать ощутимое влияние на соответствующую экономическую деятельность.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ группой лиц признается физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

В силу пункта 14 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ группой лиц также признаются лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 части 1 статьи 9 Закона основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 названной части основанию.

Ханты-Мансийское УФАС России ссылается на наличие родственных связей между директором ООО «Милана» и директором ООО «Снежинка».

Между тем в отношении ООО «Милана» антимонопольным органом также было вынесено постановление № 06 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-005/2009, на основании которого ООО «Милана» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, подвергнуто штрафу в сумме 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Милана» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с требованием признать незаконным и отменить постановление № 06 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 02-005/2009.

По заявлению ООО «Милана» возбуждено арбитражное дело № А75-1833/2009, по результатам рассмотрения которого 26.03.2009 принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Постановлением Восьмого арбитражного суда от 08.06.2009 по делу № А75-1833/2009 решение суда первой инстанции от 26.03.2009 по делу № А75-1833/2009 отменено, требование ООО «Милана» удовлетворено.

В своем постановлении арбитражный суд апелляционной инстанции указал, что согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.01.2009 директором ООО «Милана» является Шарафутдинова Ильмира Рамзиловна.

В соответствии с копией приказа № 1 от 29.08.2008 Шарафутдинова И.Р. назначена на должность директора ООО «Милана».

Таким образом, судом апелляционной инстанции в постановлении от 08.06.2009 по делу № А75-1833/2009 установлено, что на момент представления информации ООО «Милана» запрашиваемой информации в административный орган (ноябрь 2008 года), ООО «Снежинка» и ООО «Милана» признаками группы лиц в силу наличия родственных связей между директорами, не обладили.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда вступило в законную силу.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «Снежинка» и ООО «Милана» на момент направления административным органом запроса (исходя из того, как он сформулирован – см. л.д. 32) не обладали признаками группы лиц в силу наличия родственных связей между директорами, в связи с чем, в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

Принадлежность ООО «Снежинка» 20 % доли в уставном капитале ООО «Милана», на что указал административный орган в обжалуемом постановлении, не является критерием для отнесения указанных юридических лиц к группе лиц.

Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о соблюдении антимонопольным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, исходя из следующего.

В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе, время, место и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение законного представителя юридического лица, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу n А46-24611/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также