Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу n А46-24087/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                 

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 мая 2009 года

                                                      Дело №   А46-24087/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  19 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Зиновьевой Т.А.,

судей  Глухих А.Н., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Мазик И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2430/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение  Арбитражного суда Омской области от 23 марта 2009 года, принятое по делу № А46-24087/2008 (судья Погосткина Е.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Евротехцентр» к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о взыскании 529 283 руб. 70 коп. и признании недействительным условия договора,

при участии в судебном заседании представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Евротехцентр» – Ванчугова И.С., по доверенности от 07.05.2009, сроком действия три года; Мамонтова О.А., по доверенности от 10.12.2008, сроком действия три года;

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – не явился, извещено,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Евротехцентр» (далее – ООО «Евротехцентр») обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 25.12.2007 № 1934/2007 и приложения к договору (расчет цены выкупа земельного участка) в части превышения выкупной цены земельного участка над размерами, установленными федеральным законом, на 529 283 руб. 70 коп. Истец также просил применить последствия недействительности части сделки путём взыскания с ответчика денежных средств в размере 529 283 руб. 70 коп.

Решением Арбитражного суда Омской области от 23 марта 2009 года по делу № А46-24087/2008 пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 25.12.2007 № 1934/2007, заключённого между обществом с ограниченной ответственностью «Евротехцентр» и Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, а также приложение к договору (расчет цены выкупа земельного участка), в части установления размера выкупной стоимости земельного участка, превышающего 160 120 руб. 46 коп., признаны недействительными. Применены последствия недействительности сделки: с Главного управления по земельным ресурсам Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Евротехцентр» взысканы денежные средства в размере 529 283 руб. 70 коп., а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Этим же решением обществу с ограниченной ответственностью «Евротехцентр» из федерального бюджета выдана справка на возврат государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп., уплаченной по платежному поручению № 78 от 09.12.2008.

Не согласившись с решением суда, Главное управление по земельным ресурсам Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ООО «Евротехцентр».

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона  от 25.10.2001 № 137-ФЗ  «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и исчисления цены выкупа земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости имеет значение, приобретены ли объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок.

По мнению подателя жалобы, истцом не представлены доказательства, позволяющие идентифицировать объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО «Евротехцентр» на праве собственности, как ранее находившийся в государственной собственности.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО «Евротехцентр» указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, с доводами апелляционной жалобы не согласно.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явился.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося ответчика.

В судебном заседании представитель ООО «Евротехцентр» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 декабря 2007 года на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 25.12.2007 № 4306-р между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (по договору - продавец) и ООО «Евротехцентр» (по договору - покупатель) заключен договор купли - продажи земельного участка № 1934/2007, по условиям которого продавец обязался передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:15 06 01:0010, местоположение которого установлено: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 3-я Молодежная, д. 79, используемый для эксплуатации под здание, площадью 4159 кв.м.

Согласно пункту 1.2 договора на участке располагается нежилое двухэтажное металлическое строение, общей площадью 1233,90 кв.м., литера А, принадлежащее покупателю на основании свидетельства о государственной регистрации права от 27 мая 2002 года серия 55 АА № 277081.

Как следует из пункта 2.1 договора, цена участка составляет 689 404 руб. 16 коп.

Земельный участок передан покупателю по акту приема-передачи от 28.12.2007.

Право собственности ООО «Евротехцентр» на земельный участок с разрешенным использованием: для эксплуатации станции техобслуживания, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 3-я Молодежная, д. 79, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07 февраля 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Поскольку при заключении договора купли-продажи и определении цены земельного участка, по мнению истца, не были соблюдены положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ) ООО «Евротехцентр» обратилось с настоящим иском в суд.

Удовлетворение заявленных требований в полном объеме явилось основанием для подачи ответчиком апелляционной жалобы.

При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.

Из приложения «Расчет цены выкупа земельного участка» к договору купли-продажи земельного участка от 25.12.2007 № 1934/2007 следует, что цена земельного участка была определена в соответствии со статьей 2 Феде­рального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в дейст­вие Земельного кодекса Российской Федерации», Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области», Постановлением Правительства Омской области от 25.08.2005 № 96- п «Об установлении цены земли при продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска».

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 предусмотрено, что  до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Довод подателя жалобы о том, что в случае отчуждения земельного участка коммерческой организации для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ и исчисления выкупной цены в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности претенденту на выкуп земельного участка, а не факт его нахождения когда-то в государственной или муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции не принимает.

При приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу, служит факт отчуждения недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности.

Содержание пункта 1 позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, ранее находившегося в государственной (муниципальной) собственности, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно у публично-правового образования или на вторичном рынке.

Как следует из материалов дела, расположенный на земельном участке объект недвижимости (нежилое двухэтажное металлическое строение, общей площадью 1233,90 кв.м., литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 3-я Молодежная, д. 79) выбыл из государственной собственности.

Приказом министра автомобильной промышленности СССР от 13.07.1971 № 221, приказом от 15.01.1973 и приказом Министерства автомобильной промышленности от 20.06.1974 было создано государственное предприятие - Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» Министерства автомобильной промышленности СССР (далее - ПО «АвтоВАЗ»).

На основании Закона СССР от 30.06.1987 «О государственном предприятии (объединении)» года приказом ПО «АвтоВАЗ» от 12.12.1988 № 535 было создано Промышленно-торговое объединение «Автовазтехобслуживание».

В ПТО «АвтоВАЗтехобслуживание» вошли областные центры «АвтоВАЗтехобслуживание», в том числе и Омский областной центр «АвтоВАЗтехобслуживание», являющийся государственным предприятием.

Решением Исполнительного комитета Омского городского совета народных депутатов от 27.07.1988 № 284 Омскому областному автоцентру «АвтоВАЗтехобслуживание» был отведен земельный участок в Октябрьском округе г. Омска под строительство станции техобслуживания по проекту Новосибирского филиала «Гипроавтотранс». Станция технического обслуживания согласно проекту имела название: «4-х постовая станция технического обслуживания легковых автомобилей с окрасочной в СССР». В соответствии с генеральным планом, перечень зданий, входящих в станцию техобслуживания включал в себя объект недвижимости. Строительство указанного объекта недвижимости в составе станции техобслуживания, осуществленное за счет государственных средств, было завершено в 1990 году, что подтверждается данными технической инвентаризации объекта недвижимости.

18.06.1991 на основании приказа ПО «АвтоВАЗ» № 546 государственное предприятие Омский областной центр «АвтоВАЗтехобслуживание» ликвидировано. Все основные и оборотные средства Омского областного центра «АвтоВАЗтехобслуживание», свободные от долговых обязательств были переданы в уставный капитал АООТ «Омск-Лада», которое явилось его полным правопреемником. В состав основных фондов в АО «Омск-Лада» вошел и объект недвижимости, что подтверждается передаточным актом к приказу от 18.06.1991 № 546.

27.06.1994 Постановлением Главы администрации

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу n А75-7623/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также