Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А70-12907/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 октября 2015 года

                                                   Дело №   А70-12907/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  06 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 октября 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8005/2015) общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Управляющая компания» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2015 по делу № А70-12907/2014 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Управляющая компания» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 об оспаривании постановления от 29.10.2014 № 14-2/12,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Управляющая компания» - Шевчук Д.В., предъявлен паспорт, по доверенности от 07.11.2014 сроком действия один год;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 - Хромцова Е.В., по доверенности от 12.05.2015;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская Управляющая компания» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 (далее – Инспекция, налоговый орган) об оспаривании постановления от 29.10.2014 № 14-2/12 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2015 по делу № А70-12907/2014  в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается, что Обществом при получении денежных средств, принятых платёжным агентом в качестве платежей за жилищные и коммунальные услуги, не была исполнена обязанность по использованию специального банковского счёта при осуществлении расчётов. Учитывая указанное, суд первой инстанции признал подтвержденным факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2015 по делу № А70-12907/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что в соответствии с условиями заключенного между ОАО «ТРИЦ» и Обществом договора ОАО «ТРИЦ» только формирует и выставляет потребителям платежные документы, не осуществляя при этом прием платежей от населения, и что все расчеты между указанными организациями проводятся посредством безналичных платежей, в связи с чем, положения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» на них не распространяются.

Инспекция в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих  в деле, поддержали заявленные доводы.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителей Общества и Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании поручения от 23.10.2014 № 14-2/8, Инспекцией проведена проверка на предмет соблюдения Обществом  требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103 - ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» за период с 01.04.2014 по 23.10.2014.

По итогам проверки Инспекцией составлен Акт №14-2/8 проверки полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей на специальный банковский счёт от 27.10.2014.

В ходе проверки Инспекцией было выявлено, что Общество, как поставщик услуг в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняет требования, установленные частью 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103 - ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поскольку в период с 01.04.2014 по 23.10.2014 с расчётного счёта ОАО «ТРИЦ», не являющегося специальным банковским счётом, на расчётный счёт Общества, не являющийся специальным банковским счётом, перечислены денежные средства населения по договору № 376/13-П от 25.11.2013 на оказание услуг по организации сбора и учету платежей за жилищные и коммунальные услуги.

28.10.2014 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях № 14-2/12.

В протоколе Инспекция указала, что Обществом нарушены требования части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103 - ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поскольку для осуществления соответствующих расчётов не используются специальные банковские счета.

По результатам рассмотрения материалов административного дела, Инспекцией вынесено постановление от 29.10.2014 №14-2/12 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.05.2015 по делу № А70-12907/2014  в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действия (бездействие), выражающиеся в неиспользовании платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.

При этом субъектами ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного обозначенной выше нормой, являются платежные агенты, банковские платежные агенты, субагенты и поставщики услуг.

Так, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, Закон № 103-ФЗ) установлено, что под деятельностью по приёму платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признаётся приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платёжным агентом последующих расчётов с поставщиком.

Согласно положениям части 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

При этом в соответствии с частями 19 и 20 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

Таким образом, законом установлены обязанность поставщика осуществлять расчеты с платежным агентом только с использованием специального банковского счета и запрет на получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

При этом в статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ определены следующие понятия:

плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, из буквального содержания норм статьи 2 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ следует, что лицо признается поставщиком для целей Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (в том числе, для цели определения лица, на которого возложены указанные выше обязанности), если в рамках правоотношений с покупателем (заказчиком) товаров (работ, услуг) оно выступает в качестве продавца товара (исполнителя работ, услуг), оплачиваемых через лица, осуществляющего в рамках таких правоотношений только деятельность по приему денежных средств и не принимающего участия в выполнении работ, оказании услуг (платежного агента).

 Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Обществом и ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» (далее – ОАО «ТРИЦ») заключен договор №376/13-П от 25.11.2013 на оказание услуг по организации сбора и учету платежей за жилищные и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Общество уполномочивает, а ОАО «ТРИЦ» принимает на себя обязательства по начислению платы, сбору платежей и учету расчетов собственников жилья, проживающих в обслуживаемом и управляемом Обществом жилищном фонде за оказанные им услуги по содержанию и обслуживанию жилья, а также перечислять Обществу денежные средства, поступившие в оплату «услуг» на расчетный счет ОАО «ТРИЦ».

По условиям договора, стороны для целей договора договорились использовать расчетный счет в банке, поименованный в договоре, не являющийся специальным банковским счетом. Плата потребителей за жилищно-коммунальные услуги, поступившая на указанный расчетный счет, не является собственностью ОАО «ТРИЦ», а является платой Потребителей, за оказанные им жилищно-коммунальные услуги.

В данном случае Инспекцией было установлено, что Общество имеет расчетный счет № 407028103000000036 в Запсибкомбанк ОАО в г. Тюмени, не являющийся специальным банковским счетом. На данный расчетный счет Общества, не являющийся специальным банковским счетом, за период с 01.04.2014 по 23.10.2014 поступили денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей за жилищные и коммунальные услуги в размере 1 038 139,21 руб. в том числе, 10.10.2014, 15.10.2014, 20.10.2014 с расчётного счёта ОАО «ТРИЦ», не являющегося специальным банковским счетом, на расчетный

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А46-3656/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также