Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А70-4664/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 октября 2015 года

                                                           Дело № А70-4664/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,

судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10520/2015) общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-9» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2015 по делу № А70-4664/2015 (судья Минеев О.А.),  принятое по иску Управы Ленинского административного округа Администрации города Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-9» о взыскании суммы завышения стоимости выполненных работ в размере 373 577 руб., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени, Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города Тюмени», общество с ограниченной ответственностью «Капиталстройинвест»,

при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-9» Грищенко С.Б.,

установил:

Управа Ленинского административного округа Администрации города Тюмени (далее – Управа, истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-9» (далее – ООО «ЖЭУ-9», ответчик) о взыскании суммы завышения стоимости выполненных работ в размере 373 577 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее – Департамент финансов), муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика по благоустройству Ленинского административного округа города (далее - МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени») и общество с ограниченной ответственностью «Капиталстройинвест» (далее – ООО «Капиталстройинвест»).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.07.2015 по делу № А70-4664/2015 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана сумма завышения стоимости выполненных работ в размере 373 577 руб. Этим же решением с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 10 472 руб.

            Не согласившись с решением, ООО «ЖЭУ-9» в апелляционной жалобе просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

            В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что суд первой инстанции не учел, что ООО «ЖЭУ-9» не выполняло подрядные работы, не являлось их заказчиком и не получало за них денежные средства, в связи с чем не может нести ответственности за завышение объемов и правильность применения расценок. За проверку объемов выполненных работ и их расценок отвечало специально созданное МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени», оно также подписывало акты формы КС-2. Ответчик лишь представлял интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Суд первой инстанции неправомерно применил нормы о неосновательном обогащении и нормы бюджетного законодательства.

Управа и Департамент финансов в письменных отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с доводами ответчика.

Представители истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. От Департамента финансов поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и третьих лиц.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на неё, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что 14.03.2014 между Управой (территориальный орган),  МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени» (уполномоченная организация) и ООО «ЖЭУ-9» (получатель субсидии) заключено соглашение № 8(14) о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на проведение работ по благоустройству дворовой территории.

Предметом соглашения является финансирование территориальным органом (предоставление субсидии) ООО «ЖЭУ-9» как получателя субсидии в целях возмещения затрат на проведение работ по благоустройству включенной в ведомственную целевую программу, утвержденную распоряжением администрации города Тюмени от 14.11.2011 № 518-рк, дворовой территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 7а, на земельном участке, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении получателя субсидии, а также часть которой расположена на прилегающей территории, при наличии заключенных получателем субсидии в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 02.02.2009 № 4-пк «О Порядке благоустройства прилегающих и дворовых территорий города Тюмени» договоров о благоустройстве прилегающей территории (пункт 1.2).

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения размер предоставленной субсидии не может превышать стоимости работ по благоустройству дворовой территории, указанной в технической документации, являющейся приложением № 1 к соглашению, и определяется на основании актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, оформленных и подписанных сторонами договора подряда на выполнение работ по благоустройству дворовой территории.

По условиям пункта 2.3 соглашения территориальный орган в течении 15 рабочих дней с момента поступления подписанных сторонами по договору подряда и подтвержденных уполномоченной организацией акта (-ов) приемки выполненных работ по форме КС-2, справки (-ок) о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акта приемки-передачи результата выполненных работ (этапа выполненных работ) осуществляет предоставление субсидии по настоящему соглашению в пределах стоимости выполненных работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядной организации, с которой заключен договор подряда.

Согласно пунктам 4.3, 4.4 соглашения при выявлении территориальным органом обстоятельств, указанных в пункте 4.3 соглашения – нарушение пункта 4.1 Порядка отбора дворовых территорий для проведения работ по их благоустройству за счет средств бюджета города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.11.2011 № 122-пк, получатель субсидии возвращает субсидию в бюджет г. Тюмени самостоятельно или по требованию территориального органа в течение 10 дней с момента получения претензии. При отказе получателя субсидии от добровольного возврата субсидия истребуется в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 4.1 названного Порядка субсидия подлежит возврату в бюджет города Тюмени, в случае нарушения условий ее предоставления, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 3.2 Порядка, в том числе по результатам государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании соглашения по результатам открытого конкурса 23.04.2014 между ООО «ЖЭУ-9» (управляющая организация), ООО «Капиталстройинвест» (подрядчик) и МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени» (уполномоченная организация) заключен договор подряда № 8/14 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории.

Согласно пункту 2.1 договора подряда стоимость ремонта дворовой территории по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 7а, с учетом предложенного подрядчика снижения составляет 8 239 502 руб. 57 коп. с учетом НДС.          

Оплата работ производится за фактически выполненные объемы работ управляющей организацией самостоятельно или третьим лицом, действующим в интересах управляющей организации в рамках договорных отношений между ними (пункты 2.2, 2.5 договора подряда).

            В соответствии с пунктами 3.5.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 договора подряда управляющая организация обязана осуществить приемку выполненных работ, подписывать акты по форме КС-2 и КС-3 и обеспечивать их направление в уполномоченную организацию.

Согласно подписанным ООО «Капиталстройинвест», ООО «ЖЭУ-9», МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени» за период с 19.05.2014 по 15.08.2014 актам формы КС-2 от 01.07.2014 о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ форма КС-3 от 01.07.2014, от 22.10.2014 работы по договору подряда фактически выполнены на общую сумму 8 174 262 руб. 85 коп.

Выполненные подрядные работы оплачены Управой путем перечисления  денежных средств ООО «Капиталстройинвест» с учетом штрафных санкций.

С 29.10.2014 по 15.12.2014 специалистами управления финансового контроля Департамента финансов при участии представителей МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени», ООО «ЖЭУ-9», ООО «Капиталстройинвест» проведена проверка правильности определения стоимости и объемов выполненных работ по благоустройству дворовой территории расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 7а.

По результатам проверки выявлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 373 557 руб., в том числе по причине недостоверного учета объемов - 162 583 руб., по причине завышения стоимости материалов - 210 994 руб.

Выявленные нарушения отражены в акте от 15.12.2014 и в заключении на разногласия МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени» к названному акту проверки от 30.12.2014.

10.02.2015 Управа направила ООО «ЖЭУ-9» претензию с требованием возвратить в бюджет полученные в качестве субсидии денежные средства в размере 373 557 руб., которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Управы в Арбитражный суд Тюменской области с иском.

            Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что они являются законными и обоснованными.

            У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, к которым относится ответчик, регламентирован статьей 78 БК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (часть 2 статьи 78 БК РФ).

Условия заключенного ООО «ЖЭУ-9», Управой и МКУ «Служба заказчика ЛАО г. Тюмени» соглашения от 14.03.2014 предоставляют получателю субсидии  - ООО «ЖЭУ-9» право исключительно целевого распоряжения денежными средствами в форме оплаты выполненных работ.

Исходя из целевого характера денежных средств, оплата по договору подряда с использованием бюджетных средств должна производиться только за фактически и качественно выполненные работы.

Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А70-6286/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также