Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2009 по делу n А70-7174/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Омск

18 мая 2009 года

                                                        Дело №   А70-7174/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  13 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Сидоренко О.А., Лотов А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Радченко Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1467/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение  Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2009 по делу № А70-7174/2008 (судья Минеев О.А.),

по заявлению открытого акционерного общества  «Научно-производственное объединение «Нефтепроммаш» г.Тюмени

к  Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области

о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии решения о формировании (установлении границ) земельного участка по адресу: город Тюмень, ул.50 лет Октября, 63 общей площадью 126707 кв.м. в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0421

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: Бондарь В.Ю. по доверенности от 20.01.2009 №1/02-юр;

от заинтересованного лица: представитель не явился;

установил:

Решением от 26.01.2009 по делу № А70-7174/2008 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требования открытого акционерного общества  «Научно-производственное объединение «Нефтепроммаш» города Тюмени (далее по тексту – ОАО «НПО «Нефтепроммаш», заявитель) и признал незаконными бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (далее- ТУ ФАУГИ по Тюменской области, заинтересованное лицо, Территориального управления), выразившегося в непринятии решения о формировании (установлении границ) земельного участка по адресу: город Тюмень, ул.50 лет Октября, 63 общей площадью 126707 кв.м. в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0421.

В качестве способа восстановления права судом указано на обязание Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области в двухнедельный срок с момента принятия решения суда по настоящему делу издать приказ о формировании (установлении границ) земельного участка по адресу: город Тюмень, ул.50 лет Октября, 63 общей площадью 126707 кв.м. в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0421 и направить его в адрес открытого акционерного общества  «Научно-производственное объединение «Нефтепроммаш».

В обоснование решения суд указал на то, что право заявителя на получение земельного участка в аренду, в связи с чем, требуется осуществление формирования земельного участка под арендованными объектами недвижимого имущества, предусмотрено договором аренды этого имущества; ответ Территориального управления на обращение заявителя от 14.08.2008 датирован 18.09.2008, но направлен в адрес заявителя 17.12.2008, т.е. после его обращения в суд; принятые меры по обеспечению иска не препятствуют формированию земельного участка, поскольку такое формирование не является отчуждением; испрашиваемая площадь земельного участка определена на основе мероприятий по землеустройству и определению границ на местности, выполненных специализированной организацией; доказательств неверного определения площади земельного участка заинтересованным лицом не представлено.

ТУ ФАУГИ по Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «НПО Нефтепроммаш» по следующим основаниям. По мнению Территориального управления сформировать земельный участок было невозможно, поскольку по делу А70-1951/25-2008 на существующий земельный участок наложен арест, т.е. запрет на совершение любых действий, в том числе и раздел существующего земельного участка и его последующая ликвидация как самостоятельного объекта недвижимости; заявителем избран неверный способ защиты, поскольку обязанность на передачу в аренду земельного участка вытекает не из публичных отношений, а из условий договора; установленный судом в резолютивной части решения срок на формирование земельного участка не установлен ни законом, ни договором; земельный участок под объектами недвижимости подлежит сдаче в аренду заявителю исключительно в границах, необходимых для эксплуатации таких объектов, на испрашиваемом участке расположены иные объекты, не находящиеся в аренде у заявителя; решения об образовании земельных участков в соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются новые земельные участки.

Представитель ОАО «НПО «Нефтепроммаш» в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился. В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу указал, что формирование земельного участка не повлечет ни ликвидацию существующего земельного участка, ни прекращение прав собственника, а лишь постановку на учет сведений временного характера.

Территориальное управление, надлежащим образом уведомленное, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в их отсутствие.

В поданном в апелляционный суд ходатайстве о приобщении документов к материалам дела Территориальное управление представило и просило приобщить геодезическую съемку всех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующее. Между ТУ ФАУФИ по Тюменской области (Арендодатель) и ОАО «НПО «Нефтепроммаш» (Арендатор) 06.04.2005 был заключен договор №3402, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду (временное пользование) движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу : г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 63, являющееся собственностью Российской Федерации, остаточной стоимостью 18055028 руб. согласно приложению №1 к договору. Имущество передается в аренду для использования под производство энергетического оборудования, запасных частей к энергооборудованию, промышленных кондиционеров, товаров народного потребления и др.

Согласно п.2.2.6 договора в соответствии со ст.652 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) одновременно с передачей прав пользования имуществом арендатору передается в аренду земельный участок, который занят имуществом и необходим для его использования. Передача земельного участка в аренду осуществляется на основании отдельного договора заключаемого сторонами после проведения арендатором процедуры межевания, постановки земельного участка на кадастровый  учет и регистрации права собственности Российской Федерации на него.

Срок действия договора установлен п.п.7.1-7.2. с 06.04.2005 по 01.05.2015.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявителем условия п.2.2.6 договора были исполнены, в связи с чем, ОАО «НПО «Нефтепроммаш» были осуществлены действия, направленные на формирование земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0421 и последующую регистрацию права собственности на данный земельный участок площадью 181384 кв.м. за Российской Федерацией, о чем в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №01/231/2008-111 от 02.10.2008.

14.08.2008 ОАО «НПО «Нефтепроммаш» было направлено в адрес Территориального управления и получено последним, судя по входящему штампу 19.08.2008, письмо, в котором заявитель согласно п.2.2.6 и п.3.1.3. договора аренды №3402 от 06.04.2005 просил издать распоряжение о формировании земельного участка  по адресу город Тюмень ул.50 лет Октября, 63, общей площадью 126707 кв.м. в границах существующего земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0421, общей площадью 181384 кв.м., категория земель: земли поселений под существующий завод сроком до 01.05.2015, а также заключить на данный земельный участок договор аренды.

На 27.10.2008 заявителем ответа на свое обращение не было получено, информации о продлении срока рассмотрения заявления от Территориального управления не поступало, действий по принятию решения о формировании испрашиваемого земельного участка по адресу город Тюмень ул.50 лет Октября, 63 под арендуемыми объектами недвижимости произведено не было.

ОАО «НПО «Нефтемаш», полагая, что у Территориального управления ФАУГИ по Тюменской области как оговоренного в ст.29 Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ) полномочного органа управления государственным имуществом отсутствовали основания для бездействия в виде непринятия решения о формировании земельного участка под арендуемыми объектами недвижимости, и данное бездействие нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с требованиями о признании их незаконными.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2009 по делу №А70-7174/2009 заявленные требования удовлетворены. Указанное решение суда обжаловано заинтересованным лицом в Восьмой арбитражный  апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст.652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.

Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.

Таким образом, исходя из условий заключенного договора аренды движимого и недвижимого имущества от 06.04.2005 с учетом названных норм права, во-первых, у заявителя возникло право на заключение договора аренды земельного участка, который занят недвижимостью и необходим для ее использования; во-вторых, до заключения подобного договора у арендатора объектов недвижимости в силу прямого указания закона возникло с момента подписания договора аренды право пользования земельным участком, на котором располагаются арендуемые объекты и необходимого для использования этих объектов.

Названное первым право на заключение договора действительно является гражданско-правовым и вытекает из существа заключенного договора. Следовательно, восстановление этого право возможно гражданско-правовыми методами воздействия.   

Однако, в связи с возникновением у арендатора объектов недвижимости права пользования земельным участком под этими объектами между арендатором как землепользователем и арендодателем как государственным органом, обладающим полномочиями по распоряжению принадлежащими Российской Федерации земельными участками возникли публично-правовые отношения, связанные с осуществлением этих прав.  

В соответствии со ст. 11.1.ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, для осуществления правомочий пользователя земельного участка необходимо полномочному органу осуществить ряд предусмотренных законом действий для определения границ данной части земной коры, т.е. сформировать земельный участок.

Образование земельных участков согласно ст.11.2. ЗК РФ осуществляется при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ст.11.3. ЗК РФ).

Решения об образовании земельных участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Поскольку, как было выше сказано, в силу наличия договора аренды недвижимого имущества, у ОАО «НПО «Нефтепроммаш» возникло право пользования земельным участком, занятым этими объектами и необходимого для их использования, то он является надлежащим лицом, которому предоставлено право на подачу соответствующего заявления на проведение процедур, связанных с образованием земельного участка.

Указание заинтересованного лица на отсутствие такого права со ссылкой на ст.11.3.ЗК РФ противоречит содержанию ст.652 ГК РФ.

Приведенные выше нормы права не содержат срока, в течение которого должно быть рассмотрено заявление лица на формирование  земельного участка. Однако, как верно указывает заявитель, в соответствии с п.12.1-12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ №452 от 28.07.2005 в федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности федеральных органов исполнительной власти, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2009 по делу n А46-20793/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также