Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу n А75-5771/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 мая 2009 года

                                                      Дело №   А75-5771/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  07 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  15 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Золотовой Л.А.,

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2043/2009) Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа -  Югры от 24.02.2009 по делу №  А75-5771/2008 (судья Федеоров А.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лазаревой Анастасии Юрьевны к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, Администрации города Нефтеюганска

3-е лицо: Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска

о признании недействительным ненормативного акта,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

            от индивидуального предпринимателя Лазаревой Анастасии Юрьевны – Гайсина А.В. по доверенности от 21.08.2008 № 4928, действительной 3 года (паспорт 6702 644988 выдан Пойковским ПОМ ОВД Нефтеюганского района ХМАО Тюменской области 17.07.2002);

             от Администрации города Нефтеюганска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

установил:

   индивидуальный предприниматель Лазарева Анастасия Юрьевна (далее - ИП Лазарева А.Ю., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее – Департамент, заинтересованное лицо) об отказе в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 86:20:000051:0004 площадью 266,6 м.кв.  под административным зданием, нежилым строением, расположенным по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 4, д. 34 изложенным в уведомлении от 07.07.2008 № 7296, и обязании Департамента в месячный срок подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора купли – продажи вышеназванного земельного участка.

Определением от 16.09.2008  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска.

            Определением по делу от 23.09.2008г. производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу А75-4312/2008, в рамках которого оспаривалась законность Постановления главы г. Нефтеюганска № 2120 от 11.09.2007 «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд».

 Решением по делу №А75-5771/2008 от 24.02.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования ИП Лазаревой А.Ю. в части признания незаконным обжалуемого решения Департамента имущественных и земельных отношений. В качестве способа восстановления нарушенных прав предпринимателя в судебном акте указано на обязанность Департамента по направлению поданного заявления на рассмотрение комиссии по земельным правоотношениям в г. Нефтеюганске.

При принятии решения, суд руководствовался п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающим права граждан и юридических на приобретение в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности,  под объектами недвижимости, собственниками которых они являются, а также Положением о порядке распоряжения земельными участками на территории г.Нефтеюганска, утвержденным Решением городской думы № 329-1У 19.12.2007г. Установленное в ходе судебного разбирательства несоблюдение Администрацией порядка рассмотрения поданного предпринимателем заявления явилось основанием для частичного удовлетворения требования.

В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска просит обжалуемое решение арбитражного суда   Ханты-Мансийского АО отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь постановление главы г. Нефтеюганска № 2120 от 11.09.2007г. «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд», в соответствии с которым территория 4го микрорайона города планируется под многоэтажную жилую застройку. По мнению подателя жалобы, соблюдение процедуры рассмотрения заявления не имеет в данной ситуации решающего значения, поскольку обращение предпринимателя с рассматриваемым заявлением является повторным, и уже было предметом обсуждения на комиссии по земельным отношениям. Отказ Департамента в предоставлении  спорного земельного участка предпринимателю, оформленный в виде решения от 19.09.2007г., был предметом судебного разбирательства по делу А75-7161/2007, решение по которому вынесено не в пользу заявителя.  

В заблаговременно представленном в суд апелляционной инстанции отзыве ИП Лазарева А.Ю. отклонила доводы апелляционной жалобы, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя ИП Лазаревой А.Ю., суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

15.02.2007 между ИП Лазаревой А.Ю. (покупатель) и ЗАО «Строительно-монтажное управление № 1» (продавец) заключен договор купли-продажи нежилого строения, предназначенного под административное здание, расположенное по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 4, д. 34 на земельном участке площадью 266,49 кв.м. По данному договору покупатель приобрел право аренды на часть земельного участка, занятую нежилым помещением и необходимую для его использования (т.1 л.д. 15-16).

 30.06.2008 ИП Лазарева А.Ю. обратилась к главе города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного под приобретенным объектом недвижимости, расположенным по вышеуказанному адресу (том 1 л.д. 7).

 Уведомлением от 07.07.2008 за № 7296 Департамент довел до сведения предпринимателя, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен ей в собственность, так как находится на территории, зарезервированной для муниципальных нужд (том 1 л.д. 8).

 Не согласившись с данным ответом, предприниматель обжаловала его в суд.

 24.02.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

 Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

    В соответствии с ч. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

   Согласно указанной норме и статье 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.

    При этом в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

     Из указанных норм следует, что заявитель приобрел право пользования земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, под приобретенным в собственность объектом недвижимости.

     Распределение обязанностей по оформлению прав на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимого имущества, и порядок оформления этих прав предусмотрены п. п. 5 - 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

     Так, согласно пункту 6 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

      Как следует из материалов рассматриваемого спора, органом местного самоуправления наделенным полномочиями по предоставлению в собственность земельных участков из земель муниципальной собственности на территории г. Нефтеюганска является администрация города в лице департамента имущественных отношений, а нормативным документом регламентирующим порядок предоставления земельных участков -  Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками, утвержденное решением городской Думы № 329-1У от 19.12.2007г.

     Подпунктом 2.3.1. пункта 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками установлено, что департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет в пределах полномочий правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками (т. 1 л.д. 107).

   В соответствии  с постановлением главы местного самоуправления от 11.04.2008 № 634 при Администрации г.Нефтеюганска создана комиссия по земельным отношениям  (далее по тексту Комиссия) для решения вопросов местного значения в области владения, пользования, распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города (том л.д. 39).

    Главой 3 вышеназванного Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками установлен следующий порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков  (том 1 л.д. 109):

   а) подача заявления на имя главы города о предоставлении земельного участка с приложением комплекта необходимых документов. Перечни документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков, утверждаются директором департамента имущественных и земельных отношений (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации)б)     рассмотрение    заявления    на    комиссии    по    земельным    отношениям    в городе;

      в)        принятие главой города решения об утверждении проекта границ   земельного участка;

   г)           закрепление земельного участка на местности (межевание границ земельного участка);

     д)         регистрация земельного участка в Едином государственном реестре земель (кадастровый учет);

    е)         принятие главой города решения о предоставлении земельного участка в случаях предусмотренных настоящим Положением;

   ж)         подготовка департаментом имущественных и земельных отношений администрации города право удостоверяющих документов на земельный участок (договоры аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи, постоянного (бессрочного) пользования и др.);

   з)      государственная регистрация прав на земельный участок в случае установленных законодательством.

   Главой 4 Положения о комиссии по земельным отношениям установлен регламент работы Комиссии, в соответствии с которым все заявления граждан и юридических лиц по вопросам землепользования с приложением установленного перечня документов регистрируются в департаменте и рассматриваются на регулярных, не реже трех раз в месяц заседаниях комиссии (том 2 л.д. 41), а уведомление о принятом Комиссией решении направляется заявителям Департаментом в пятидневный срок с даты его принятия (пункт 4.13).

           В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции было установлено, что после принятия Департаментом заявления предпринимателя от 30.06.2008 порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка был нарушен. Из содержания письменных пояснений и выступления представителя Департамента следует, что заявление ИП Лазаревой А.Ю. о предоставлении в собственность земельного участка от 30.06.2008 для рассмотрения на заседании комиссии по земельным отношениям в городе не выносилось и решение комиссией не принималось (том 2 л.д. 50).

    При указанных обстоятельствах правомерным и обоснованным является вывод суда первой инстанции о незаконности направленного в адрес предпринимателя решения Департамента имущественных и земельных отношений  № 7296 от 07.07.2008г., оформленного в виде Уведомления, вне зависимости от обозначенных в указанном  Уведомлении причин отказа в предоставлении земельного участка.

             С учетом изложенного, отклоняются доводы апелляционной жалобы об обоснованности произведенного отказа мотивированные ссылками на ст. 11.,  пункт 2 ст. 70.1, и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, предусматривающие право органов местного самоуправления по резервированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также на оспариваемое на момент рассмотрения апелляционной жалобы в судебном

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу n А46-609/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также