Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу n А75-13319/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

09 сентября 2015 года

                                             Дело №   А75-13319/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  01 сентября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  09 сентября 2015 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:  

председательствующего судьи Зориной О.В.,

судей Смольниковой М.В., Шаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Моториной О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8569/2015) муниципального казённого учреждения «Управление капитального строительства города Пыть-Ях» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2015 года по делу № А75-13319/2014 (судья Намятова А.Р.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Техносервис» (ОГРН 1028601542331, ИНН 8612010137) к муниципальному казённому учреждению «Управление капитального строительства города Пыть-Ях» (ОГРН 1028601543904, ИНН 8612002707) о взыскании 894 556 руб. и признании действий незаконными,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Техносервис» (далее – ООО «Техносервис», истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному казённому учреждению «Управление капитального строительства города Пыть-Ях» (далее – МКУ «УКС г. Пыть-Ях», ответчик) о взыскании 894 556 руб. задолженности по муниципальному контракту № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014 и признании действий по расторжению указанного контракта незаконными.

Истцом также в порядке статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлено о взыскании с ответчика 50 000 руб. расходов на оплату юридических услуг.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец, в порядке, предусмотренном статьёй 49 АПК РФ, заявил отказ от иска в части требования о признании действий по расторжению контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014 незаконными.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2015 прекращено производство по делу № А75-13319/2014 в части исковых требований о признании действий по расторжению муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014 незаконными. В остальной части исковые требования ООО «Техносервис» удовлетворены. С МКУ «УКС г. Пыть-Ях» в пользу ООО «Техносервис» взыскано 894 556 руб. задолженности, а также 20 891 руб. расходов по уплате государственной пошлины, 50 000 руб. судебных издержек. ООО «Техносервис» из федерального бюджета возвращено 4 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению № 1048 от 29.10.2014, и 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению № 1141 от 03.12.2014.

Возражая против принятого судебного акта, МКУ «УКС г. Пыть-Ях» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2015 по делу № А75-13319/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

 В обоснование апелляционной жалобы указывает, что отказ в оплате выполненных истцом работ обусловлен расторжением  муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014.

От ООО «Техносервис» в порядке статьи 262 АПК РФ поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

 На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Как усматривается из материалов дела,  между МКУ «УКС г. Пыть-Ях» (заказчик) и ООО «Техносервис» (подрядчик)  на основании решения единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд города Пыть-ЯХа (протокол подведения итогов электронного аукциона от 09.07.2014 № 142/3-аэф) заключён муниципальный контракт № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014, по условиям которого подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях контракта работу по капитальному ремонту на объекте «МБОУ СОШ №2» в г. Пыть-ЯХ, общестроительные работы и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (т. 1л.д. 13-23).

Состав, объем работ и применяемые материалы определены в приложениях № 1 и № 2 к данному контракту.

 В соответствии с пунктом 2.2. муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014 общая цена работ составляет 984 672 руб.

Согласно пункту 4.2 контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014 подрядчик выполняет работы с момента подписания контракта и до 18.08.2014.

Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств (пункт 14.1 муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014).

Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по муниципальному контракту № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014, обратился в суд с настоящим иском о взыскании 894 556 руб. задолженности по оплате выполненных работ.

В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Суд первой инстанции обоснованно признал государственный контракт № 81-П/10 от 09.12.2010 заключённым, применив к нему общие положения о подряде, регулируемые нормами параграфа 1 главы 37 ГК РФ,  специальные нормы о строительном подряде параграфа 3 главы 37 ГК РФ, а также нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с положениями статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определённый объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта.

Согласно статье 746 ГК РФ, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

В силу статьи 711 ГК РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику.

По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Предъявляя требование об оплате выполненных работ, подрядчик должен доказать фактическое выполнение работ и их стоимость.

На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.

Таким образом, указанная норма права предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ.

Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку. В данной ситуации в материалы дела должны быть представлены надлежащие доказательства, подтверждающие извещение заказчика о необходимости произвести приемку выполненных работ.

Согласно пункту 6.1 муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014 приёмка выполненных работ осуществляется с подписанием документов, указанных в пункте 2.4 настоящего контракта.

В соответствии с пунктом 2.4 муниципального контракта,  стоимость выполненных подрядчиком работ определяется на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат формы Кс-3, подписанных представителями подрядчика и заказчика. Справка формы КС-3 составляется на основании актов выполненных работ формы КС-2, подписанных заказчиком и подрядчиком и исполнительной документации.

В соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 № 100, которым утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, а также указания по их заполнению, акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) является документом, удостоверяющим приемку и передачу работ.

В подтверждение факта выполнения работ на сумму 894 556 руб. истцом в материалы дела представлены акты формы КС-2 о приёмке выполненных работ № 1 от 30.10.2014 на сумму 421 556 руб., № 2 от 30.10.2014 на сумму 158 369 руб., № 3 от 30.10.2014 на сумму 314 631 руб., а также справка формы КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат, составленные ООО «Техносервис» в одностороннем порядке (т. 1 л.д. 49-60).

Указанные документы направлены в адрес ответчика, что подтверждается письмом исх. № 700 от 31.10.2014 (т. 2 л.д. 16), содержащим отметку МКУ «УКС г. Пыть-Ях» об их получении с указанием входящего номер «.298» и даты получения «31.10.2014».

В связи с  чем, доводы апелляционной жалобы о ненаправлении истцом в адрес ответчика актов формы КС-2 отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.

 В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 753 ГК РФ, ответчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

 Пунктом 2 статьи 753 ГК РФ на заказчика (ответчика по делу) возложена обязанность организовать и осуществить приемку результата работ за свой счет.

Указанные положения конкретизированы сторонами в  разделе 6 муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014.

В силу пункта 6.3 контракта, приёмка выполненных работ производится в течение 3 рабочих дней с даты получения заказчиком письменного извещения подрядчика о его готовности.

Согласно пункту 6.4 контракта, заказчик вправе  создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек, для проверки соответствия качества работ требованиям, установленным настоящим контрактом. В состав такое приемочной комиссии могут быть включены представители участников закупки, участвовавших в процедуре определения подрядчика, на основании которого заключен контракт, но не ставших победителями. Проверка соответствия качества выполненных работ требованиям, установленным настоящим контрактом, может осуществляться с привлечением экспертов, экспертных организаций. В случае обнаружения недостатков в объеме и качестве выполненных работ заказчик направляет подрядчику уведомление.

Таким образом, поведение заказчика при выявлении недостатков в выполненных работах регламентировано разделом 6 муниципального контракта № 0187300019414000237 - 0210055-01 от 22.07.2014, предусматривающим  необходимость направления мотивированного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 по делу n А46-2854/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также