Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А81-6142/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 августа 2015 года

                                                           Дело № А81-6142/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,

судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7139/2015) муниципального предприятия «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.05.2015 по делу № А81-6142/2014 (судья Антонова Е.В.) по иску Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (ОГРН 1128901001206, ИНН 8901026538) к муниципальному предприятию «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард, (ОГРН 1028900508658, ИНН 8901008306), третье лицо: Департамент финансов Администрации муниципального образования город Салехард, о взыскании 823 610 руб. 49 коп.,

установил:

Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному предприятию «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард (далее – МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард, предприятие, ответчик), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Администрации муниципального образования город Салехард, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о возврате предоставленной субсидии в размере 823 610 руб. 49 коп.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.05.2015 по делу № А81-6142/2014 исковые требования Департамента удовлетворены, в его пользу с предприятия взысканы денежные средства в размере 823 610 руб. 49 коп. Этим же решением с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 19 472 руб. государственной пошлины.

            Не согласившись с решением, МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, разрешить вопрос по существу.

            В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что расчет исковых требований документально не подтвержден, в том числе не представлены доказательства отнесения ответчиком на субсидируемые виды затрат иных затрат, доказательства необоснованного включения в размер расходов по субсидиям заработной платы в размере 3 255 266 руб. 49 коп. Не доказано обращение истца за подтверждающими расход субсидий документами и, что ему в этом было отказано. Суд первой инстанции не дал оценку всем доводам предприятия, в том числе доводам со ссылками на судебную практику. Подписанное сторонами соглашение не содержит условий о возврате субсидий, условия о предоставлении субсидий предприятием не нарушались. Отношения, возникшие на основании соглашения, не являются гражданско-правовыми.

Истец и третье лицо в письменных отзывах на жалобу выразили несогласие с доводами ответчика.

            Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Департамент финансов заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.

            Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что сторонами заключено соглашение № 12 от 04.03.2014 о предоставлении из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделённым органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших.

Предметом данного соглашения является предоставление предприятию (получателю) в 2014 году из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделённым органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших.

            Размер предоставляемой субсидии определён соглашением в размере 9 401 185 руб. 14 коп. (пункт 2.1).

При исполнении настоящего соглашения стороны согласно пункту 1.3 соглашения руководствуются Положением о порядке предоставления из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделенным органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 04.03.2014 № 103 (далее – Положение № 103).

            Пунктом 7.3 соглашения установлено, что Департамент осуществляет текущий и последующий финансовый контроль за соблюдением ответчиком условий соглашения и Положения № 103. В рамках осуществления последующего финансового контроля Департамент проводит камеральные, выездные проверки по месту нахождения ответчика. Проверки проводятся не чаще одного раза в год. При осуществлении последующего финансового контроля проверяется достоверность сведений, предоставляемых получателем в отчётах. Для проверки этих сведений уполномоченным органом проводится проверка данных бухгалтерского и налогового учёта получателя, для чего последний обязан предоставить первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, отчётность в налоговые органы, пенсионный фонд, фонд социального страхования.

По условиям пунктов 7.5, 7.6 соглашения субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования город Салехард в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии. Возврат субсидии (в том числе авансовых платежей) осуществляется получателем в течение 10 банковских дней с момента доведения истцом до его сведения письменного уведомления о необходимости возврата субсидии.

По платежным поручениям №№ 499, 500 от 02.04.2014, №№ 585, 586 от 10.04.2014, № 865 от 16.05.2014, № 1432 от 14.08.2014, № 1494 от 15.08.2014 и № 1607 от 08.09.2014 ответчику из бюджета муниципального образования город Салехард в качестве субсидии перечислены денежные средства в общем размере 7 284 207 руб. 90 коп.

В период с 25.08.2014 по 15.09.2014 истцом была проведена проверка целевого использования полученных ответчиком в виде субсидии бюджетных средств, соблюдения им условий предоставления субсидии и исполнения условий соглашения № 12 от 04.03.2014 за период с 01.01.2014 по 30.06.2014.

Согласно акту ревизии (проверки) от 15.09.2014 в результате контрольных мероприятий выявлено несоответствие учёта расходов в бухгалтерском учёте получателя требованиям ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н); расхождение данных отчётов по субсидии и данных бухгалтерского учёта; отнесение в состав расходов по субсидируемым видам деятельности необоснованных затрат.

Так, по данным бухгалтерского учёта ответчика размер использованной в период январь – июнь 2014 года субсидии составил 7 479 201 руб. 65 коп., тогда как по результатам ревизии (проверки) подтверждена сумма субсидии в размере 935 955 руб. 10 коп. Предприятию было предложено в течение 10 банковских дней с момента получения акта ревизии осуществить возврат суммы излишне профинансированной субсидии в размере 6 348 252 руб. 80 коп.

Акт ревизии (проверки) от 15.09.2014 получен предприятием 17.09.2014.

В письме № 4099 от 16.10.2014 получатель сообщил, что акт ревизии (проверки) от 15.09.2014 подписывается им с разногласиями, так как он осуществил перераспределение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг, в том числе затрат по содержанию круглосуточной службы за период январь – июнь 2014 года, в результате чего состав и стоимость затрат, отнесённых на субсидируемый вид деятельности существенно изменились. Документация по проведенному перераспределению затрат направлена Департаменту письмом от 20.10.2014.

Согласно письму Администрации муниципального образования город Салехард от 10.11.2014 в результате анализа представленных ответчиком документов было выявлено, что отсутствуют первичные документы, подтверждающие правомерность перераспределения и обоснования затрат; выявлены ошибки при заполнении показателей в расчётах предоставленных материалов; отсутствуют основания для включения в состав прямых затрат по круглосуточной дежурной службе численности диспетчеров и рабочих похоронного обслуживания, превышающей численность, согласованную при предоставлении субсидии.

В связи с эти Департамент не согласился с размером корректировки, предложенной предприятием.

В период рассмотрения настоящего дела истцом была проведена проверка первичной бухгалтерской документации, представленной в подтверждение фактически понесённые ответчиком затраты по субсидируемым видам деятельности за 2014 год.

В результате проверки по соглашению № 12 от 04.03.2014 была принята к финансированию сумма субсидии в размере 6 460 597 руб. 41 коп. Размер перефинансирования, по расчету Департамента, составил 823 610 руб. 49 коп.

Уточненный акт ревизии (проверки), датированный 22.04.2015, с приложениями представлен в материалы дела.

Ответчик с результатами проверки не согласился, указав, что сумма затрат по субсидируемому виду деятельности с учётом полученных доходов за 2014 год составляет 9 879 633 руб. 42 коп., что превышает размер субсидии, установленный соглашением № 12 от 04.03.2014.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из недоказанности того, что расходы ответчика по субсидируемым видам деятельности в 2014 году превышают размер, определенный истцом в ходе финансового контроля (6 460 597 руб. 41 коп.).

Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований у суда апелляционной инстанции не имеется исходя из изложенного ниже.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, к которым относится и ответчик, предусмотрены в статье 78 БК РФ.

Согласно пункту 1 указанной статьи в редакции, подлежащей применению,  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Из пункта 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности,  порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;  положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно пункту 6.1 Положения № 103 субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделенным органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших подлежат возврату

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А46-10489/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также