Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А75-13688/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 августа 2015 года

                                                        Дело № А75-13688/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную (регистрационный номер 08АП-6999/2015) Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2015 по делу № А75-13688/2014 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа – представитель не явился, извещено;

от муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск – Вершинина Т.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности  от 12.01.205  сроком действия по 31.12.2015);

установил:

муниципальное предприятие «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее – заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, Региональная энергетическая комиссия) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности № 9-АП от 11.12.2014.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.05.2015 по делу № А75-13688/2014 заявленные требования удовлетворены, постановление от 11.12.2014 № 9-АП, вынесенное Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о привлечении муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, Региональная энергетическая комиссия обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение предприятием порядка ценообразования, что образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ. По мнению Региональной энергетической комиссии,  предприятие не представило доказательств несоблюдения общежитием «установленного порядка» по оборудованию электроплит. Как отмечает податель жалобы, оборудование общежития электроплитами  подтверждается отметкой в техническом паспорте и актом сверки Службы жилищного надзора.

Также податель жалобы ссылается на необоснованность вывода суда о том, что в связи с невозможностью разграничить количество потребляемой энергии каждым из жилых помещений невозможно применить понижающий коэффициент.

В представленном до начала судебного заседания отзыве муниципальное предприятие «Городские электрические сети» муниципального образования город Ханты-Мансийск просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Региональная энергетическая комиссия, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель предприятия возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу и дополнения к отзыву, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.

Службой жилищного и строительного контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена проверка закрытого акционерного общества «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» (далее – Назымская НГРЭ) в связи с коллективным обращением жителей общежития (Вахта 80), расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Строителей, 12а.

В ходе проведения проверки установлено, что здание общежития изначально построено для размещения вахтового персонала, внутренняя планировка помещений коридорного типа с общим санитарными узлами и душевой. Общежитие подключено к общегородским центральным сетям холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения. Исполнителем коммунальных услуг по предоставлению холодного водоснабжения, отопления, электроэнергии является Назымская НГРЭ. Здание не газифицировано, к системе централизованного горячего водоснабжения не подключено. Для приготовления горячей воды используются индивидуальные электрические бойлеры, для приготовления пищи в жилых помещениях – электрические плиты. Начисление платы за электрическую энергию в период с октября 2011 года по сентябрь 2014 года проводилось жильцам общежития Назымской НГРЭ по установленным нормативам, а в комнатах, оборудованных индивидуальными приборами учета – по показаниям приборов учета. При начислении абонентской платы понижающий коэффициент не применялся.

По результатам проверки принято решение о направлении копий материалов проверки в РЭК для принятия решения и мер по вопросу правомерности неприменения исполнителем коммунальной услуги по электроэнергии понижающего тарифного коэффициента при расчете абонентской платы потребителям, проживающим в общежитии, при использовании для приготовления пищи электрических плит. Результаты проверки отражены в акте от 16.10.2014 № ХМ-247 (т. 1 л.д. 21-26).

На основании представленных документов РЭК назначена и проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 14.11.2014 № 28/АП-4. Административным органом в ходе проверки сделан вывод о необоснованном неприменении предприятием тарифа для жильцов общежития тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, с применением понижающего коэффициента 0,7. Действия предприятия квалифицированы как завышение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.

По результатам проверки в отношении предприятия 02.12.2014 составлен протокол № 5 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением от 11.12.2014 по делу об административном правонарушении № 9-АП/14 предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 146 935 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

26.05.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» (действовало до 05.08.2013) для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, установленных постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Указанная норма содержит прямое указание о возможности применения понижающего коэффициента только в случае оборудования жилых домов стационарными плитами в установленном порядке.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, под установленным порядком понимается оборудование помещений электроплитами в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности и иных норм.

Именно с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также их имущества, нормативный акт (Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) содержит обязательное требование об оборудовании домов стационарными плитами в установленном порядке.

Самовольная установка электроплит не является основанием для применения понижающего коэффициента.

Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте России 26.01.1993 № 127) разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе, в домах министерств и ведомств Российской Федерации, при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.

Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.

Вместе с тем, в силу пункта 4.2.1 разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.

Согласно пункту 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А75-12286/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также