Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А46-4653/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 августа 2015 года

                                                        Дело №   А46-4653/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  06 августа 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 августа 2015 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе  судьи Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-7938/2015, 08АП-9056/2015) акционерного общества «Газпромнефть-Транспорт» (далее – АО «Газпромнефть-Транспорт», Общество, заявитель), а также Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, Служба, административный орган) на решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2015 по делу № А46-4653/2015 (судья Чернышёв В.И.), принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению АО «Газпромнефть-Транспорт»

к ФАС России

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № АК520-14,

при участии в судебном заседании представителей: 

от АО «Газпромнефть-Транспорт» – Жицкая А.А. по доверенности № 142/15 от 03.07.2015 сроком действия до 31.12.2015 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от ФАС России – Лаптева Г.В. по доверенности № АК/39276/15 от 03.08.2015 (удостоверение),

установил:

открытое акционерное общество «Газпромнефть-Транспорт» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АК520-14 от 13.03.2015, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.06.2015 заявленное Обществом требование удовлетворено частично, постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АК520-14 от 13.03.2015 признано незаконным и отменено в части назначения АО «Газпромнефть-Транспорт» наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 50 000 руб.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что при рассмотрении вопроса об отнесении АО «Газпромнефть-Транспорт» к субъектам, на которых распространяется действие законодательства о закупках, необходимо установление факта размещения Обществом информации о его выручке, а также того, каков объём общей суммы выручки от соответствующих регулируемых видов деятельности, при этом материалами дела подтверждается, что соответствующая информация Обществом размещена не была, в связи с чем, Общество неправомерно определило порядок проведения закупки в форме открытого отбора. Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения.

Уменьшая размер подлежащего назначению административного штрафа за совершение правонарушения до минимальной суммы штрафа, предусмотренной санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что минимальный размер наказания может быть увеличен только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, либо иных обстоятельств, влияющих на степень ответственности правонарушителя, при этом в тексте оспариваемого постановления не обосновано, какие отягчающие ответственность Общества обстоятельства установлены административным органом и приняты во внимание при назначении наказание выше нижнего предела санкции.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество и Служба обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение Арбитражного суда Омской области отменить, принять по делу новый судебный акт.

При этом податели апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Общество в апелляционной жалобе, указывая на необходимость отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта о признании оспариваемого постановления незаконным в полном объеме, настаивает на том, что заявитель является дочерним обществом ОАО «Газпром нефть», которое выведено из сферы действия законодательства о закупках, и не оказывает услуги и не реализовывает товары в адрес ОАО «Газпром» на сумму, составляющую более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой деятельности. Общество обращает внимание на то, что затраты заявителя на закупку товаров, работ и услуг не учитываются в составе затрат ОАО «Газпром» и не влияют на формирование цен товаров, работ и услуг последней организации, поэтому на заявителя не распространяется положения соответствующего законодательства. По мнению заявителя, размещение или неразмещение на официальном сайте информации об объеме выручки хозяйствующим субъектом, чья выручка не превышает установленные законом пороговые значения, не влияет на достижение целей законодательства о закупках, поэтому не может служить основанием для распространения на лиц, не разместивших информацию, иных положений соответствующего закона, кроме части 2.1 статьи 1.

Обосновывая заявленные в апелляционной жалобе требования об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным и отмены постановления от 13.03.2015 № АК520-14 в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 50 000 руб., и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ФАС России ссылается на то, что в ходе рассмотрения административного дела Службой не установлено смягчающих ответственность АО «Газпромнефть-транспорт» обстоятельств, а также на то, что при наложении на заявителя штрафа в размере 100 000 руб. административным органом учтен нанесенный ущерб охраняемым общественным отношениям и факт несоблюдения Обществом принципа информационной открытости закупки, а также принципов равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки. Служба настаивает на том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении № АК520-14 в отношении Общества административным органом учтены обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, поэтому основания для отмены оспариваемого решения отсутствуют.

До начала судебного заседания ФАС России в суд апелляционной инстанции также представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу Общества, в котором административный орган настаивает на отсутствии основания для признания незаконным оспариваемого постановления, и на том, что решение суда первой инстанции должно быть отменено только в обжалуемой Службой части.

В судебном заседании представитель ФАС России поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе Службы и в указанном выше письменном отзыве, просил удовлетворить жалобу административного органа.

Представитель АО «Газпромнефть-Транспорт» в устном выступлении в суде поддержал требования и доводы апелляционной жалобы Общества, настаивал на наличии оснований для отмены оспариваемого постановления в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменный отзыв на жалобу Общества, заслушав представителей ФАС России и АО «Газпромнефть-Транспорт», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

АО «Газпромнефть-Транспорт» проведён открытый отбор организации, способной выполнить поставку полуприцепов-цистерн для нужд Отделений АО «Газпромнефть-Транспорт» (извещение № 4-0034-052-14).

По результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Сеспель» от 23.09.2014 № 01-644, поданной на действия АО «Газпромнефть-Транспорт» при проведении указанного открытого отбора, ФАС России 02.10.2014 принято решение о признании АО «Газпромнефть-Транспорт» нарушившим часть 4 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и о передаче соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалов дела от 21.07.2014 № 223ФЗ-116/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (т.1 л.д.18-23).

В обозначенном решении указано, что Обществом допущено осуществление закупки товаров, работ, услуг, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должны осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, без соблюдения такого порядка.

Определением от 23.12.2014 ФАС России в отношении АО «Газпромнефть-Транспорт» возбуждено дело об административном правонарушении № АК520-14 (т.1 л.д.121-123).

16.01.2015 начальник правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № АК520-14, в присутствии представителя Жицкой А.А. (доверенность от 14.01.2015 № 79/15) составил в отношении АО «Газпромнефть-Транспорт» протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ (т.1 л.д.48-51).

13.03.2015 заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении № АК520-14, вынес постановление о признании АО «Газпромнефть-Транспорт» нарушившим порядок и условия проведения закупки, установленные частью 4 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.32.3 КоАП, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д.10-14).

Полагая, что указанное постановление по делу № АК520-14 от 13.03.2015 не основано на нормах законодательства и нарушает права и законные интересы АО «Газпромнефть-Транспорт», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

22.06.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в обжалуемых лицами, участвующими в деле, частях, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в осуществлении закупки товаров, работ, услуг без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда соблюдение такого порядка является обязательным.

Так, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, осуществляемые, в том числе, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам, и дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (часть 2 статьи 1 названного Федерального закона).

В частности, частью 4 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А70-15079/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также