Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А81-5637/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 07 августа 2015 года Дело № А81-5637/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кудриной Е.Н., судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5795/2015) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 марта 2015 года по делу № А81-5637/2014 (судья С.В. Соколов), принятое по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» (ИНН 6330024410, ОГРН 1036301402576) о взыскании 61 127 руб. 30 коп., при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – Руденко С.В. (паспорт, доверенность); от общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» – Зарипова Э.Г. (паспорт, доверенность); установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Филиала Свердловская железная дорога (далее – ОАО «РЖД»; истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» (далее - ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС»; ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 61 127 руб. 30 коп. В обоснование исковых требований истец сослался на подпункт «г» пункта 16 Договора на эксплуатацию железнодорожного пользования ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» при ст. Лимбей Свердловской железной дороги № 8/104 от 25 ноября 2008 года (в ред. протокола согласования разногласий от 17.04.2009), пункт 2.1.11 Договора на организацию расчетов № 720-жд от 23.08.2012 года, а также на пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в виде получения ответчиком неосновательного обогащения за периоды с 11.10.2013 по 15.10.2013, с 28.11.2013 по 29.11.2013, с 20.12.2013 по 24.12.2013, с 21.01.2014 по 04.02.2014. Решением от 30.03.2015 по делу № А81-5637/2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД» отказал. Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «РЖД» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы ОАО «РЖД» указывает следующие доводы: начисление и взимание платы за время нахождения вагонов на промежуточных станциях общего пользования предусмотрено подпунктом «г» пункта 16 договора № 8/104; станция Лимбей по своему техническому и функциональному назначению не выполняет маневровые работы; настаивает на применении пункта 2.1.11 договора № 720-жд от 23.08.2012; порожние вагоны, прибывшие в адрес ответчика и по которым начислена плата, являются грузом, при этом, ответчик обязан принять прибывший в его адрес груз и убрать его с путей общего пользования; вывод суда о том, что плата за простой вагонов на путях общего пользования, в отношении вагонов не принадлежащих на праве собственности ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС», не предусмотрена соглашением сторон, является ошибочным; для освобождения от ответственности ответчик должен доказать, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «РЖД» поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе. Представитель ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015 по настоящему делу. Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» (владелец) заключен договор № 8/104 от 25.11.2008 (далее - договор № 8/104) (в редакции протокола согласования разногласий от 17.04.2009) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» при станции Лимбей. На условиях договора № 8/104 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС», примыкающего к продолжению 2 пути станции Лимбей Свердловской железной дороги через стрелочный перевод № 1, обслуживаемый локомотивом владельца. Эксплуатация указанного железнодорожного пути осуществляется сторонами на условиях настоящего договора и в соответствии с Федеральными законами «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Единым технологическим процессом работы железнодорожного пути необщего пользования ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» и станции Лимбей от 2008 года (далее - ЕТП). Согласно пункту 5 договора № 8/104 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» осуществляется локомотивом перевозчика (истца) со станции Лимбей на один из путей станции Заводская владельца (с 1 по 9), которые считаются выставочными. Последующая маневровая работа с вагонами, в том числе расстановка по местам погрузки/выгрузки, производится локомотивом владельца (ответчика). Подготовленные для перевозки вагоны доставляются локомотивом владельца на один из выставочных путей станции Заводская (с 1 по 9), с которых перевозчиком осуществляется их уборка на станцию Лимбей. Пунктом 6 договора № 8/104 стороны определили, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно приемосдатчиком перевозчика приемосдатчику владельца по телефонам № 4-65-44 или № 4-65-80 не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов с записью в книге уведомлений формы ГУ-2 ВЦ с последующим письменным подтверждением по форме ГУ-2 ВЦ либо письменным подтверждением произвольной формы с указанием только общего количества вагонов передается круглосуточно приемосдатчиком перевозчика приемосдатчику владельца под роспись. Пунктом 8 договора № 8/104 стороны согласовали количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче - не более 71 условного вагона (длина условного вагона - 14 метров). В соответствии с пунктом 16 договора № 8/104 владелец уплачивает перевозчику: а) плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2; б) штраф за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику (истцу), под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении установленного настоящим договором технологического срока оборота вагонов в размере, предусмотренном статьями 99 и 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; в) сбор за подачу и уборку вагонов, маневровую работу, не совмещенную с подачей и уборкой вагонов, по ставкам, установленным Тарифным руководством № 3; г) плату за время нахождения вагонов, принадлежащих Владельцу или арендованных у перевозчика, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их приема владельцем на железнодорожные пути необщего пользования, в размере, предусмотренном пунктом 12 Тарифного руководства № 2. Кроме того, 23.08.2012 между ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» (по договору - Клиент) и ОАО «РЖД» заключен договор на организацию расчетов № 720-жд (далее - Договор № 720-жд), предметом которого является взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов, в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, и иных услуг/работ, выполняемых ОАО «РЖД» при организации и/или осуществлениии перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО «РЖД» и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ). Пунктом 2.1.11. Договора № 720-жд установлено, что в случае задержки вагонов, принадлежащих Клиенту, являющимся грузополучателем, на праве собственности или ином праве, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из -за неприема их железнодорожной станцией назначения по вине Клиента, а также на станции назначения из-за не неприема их на пути необщего пользования по вине Клиента, ОАО «РЖД» взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Указанная плата взимается при условии нарушения сроков доставки грузов, а также при согласии Клиента в размере, определенном приложением 3 к Договору на организацию расчетов № 720-жд от 23.08.2012. Как указывается истцом, в периоды с 11.10.2013 по 15.10.2013, с 28.11.2013 по 29.11.2013, с 20.12.2013 по 24.12.2013, с 21.01.2014 по 04.02.2014 в адрес ответчика прибывали вагоны, указанные вагоны простаивали на путях общего пользования ближайшей станции из-за занятости путей необщего пользования и выставочных путей ст. Лимбей, в связи с чем, ОАО «РЖД» были составлены акты общей формы № 1/4702 от 14.10.2013, № 1/4690 от 14.10.2013, № 1/6670 от 24.12.2013, № 1/6664 от 24.12.2013, 1/913 от 04.02,2014, 1/911 от 04.02.2014, 1/6071 от 28.11.2013, 1/6085 от 28.11.2013, 1/4622 от 11.10.2013 №1/4640 от 11.10.2013. Данные акты ответчиком подписаны с разногласиями, в которых указывалось что ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС» не отказывалось от приема на пути необщего пользования вагонов, указанных в Актах общей формы, и задержка вагонов произошла не по вине ООО «НОВАТЭК-ТРАНСЕРВИС». Поскольку размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования определяется исходя из размера платы предусмотренного Тарифным руководством №2, ОАО «РЖД» был произведен расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, сумма которой составила 61 127,30 руб. с учетом НДС. На предъявленную истцом претензию № 1151/СВР/ТЦФТО от 18.04.2014 (поступившая 09.06.2014 № вх. 1352) ответчик ответил отказом письмом № 899 от 10.07.2014, что послужило основанием обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим иском. Отказ в удовлетворении иска послужил основанием для подачи апелляционной жалобы. Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, принимая во внимание следующее. В соответствии со статьями 65, 75 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований, представив письменные доказательства, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, раскрыть те доказательства, на которые оно ссылается. В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 постановления от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве. Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 по делу n А75-13507/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|