Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2009 по делу n А70-8948/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 мая 2009 года

                                                     Дело №   А70-8948/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  07 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 мая 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильницкой Д.В.

судей  Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2160/2009) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2009 по делу № А70-8948/2008 (судья Скифский Ф.С.), принятое по иску закрытого акционерного общества «Агропромснаб» к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, при участии третьего лица – Администрации города Тюмени, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

при участии в судебном заседании представителей: 

от закрытого акционерного общества «Агропромснаб» - не явились;

от Департамента имущественных отношений Тюменской области - не явились;

от Администрации города Тюмени - не явились;

установил:

 

Закрытое акционерное общество «Агропромснаб» (далее – ЗАО «Агропромснаб») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (при участии третьего лица: Администрации города Тюмени) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, площадью 38669 кв.м., под нежилые строения по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 101; ул. Ямская, 101, строения 1-14, кадастровый номер 72:23:0216001:10.

Исковые требования со ссылкой на статьи 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьи 271, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обоснованы нарушением ответчиком, отказавшим истцу в заключении договора-купли-продажи земельного участка, прав и законных интересов истца, являющегося собственником имущественного комплекса, расположенного на спорном земельном участке.

Решением от 03.03.2009 по делу № А70-8948/2008 Арбитражный суд Тюменской области обязал Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить с ЗАО «Агропромснаб» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216001:10, площадью 38669 кв.м., под нежилые строения по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 101; ул. Ямская, 101, строения 1-14, по цене 4838274руб. 95коп., на условиях, установленных договором купли-продажи земельного участка от 19.12.2008. Этим же решением суд возвратил истцу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000руб.

Не соглашаясь с решением суда, Департамент имущественных отношений Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

По утверждению ответчика, у него отсутствует обязанность заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие у него права собственности на железнодорожный путь, находящийся на данном земельном участке, и отсутствие правопритязаний на железнодорожный путь со стороны третьих лиц.

Кроме того, ответчик считает, что понуждение к заключению договора купли-продажи в отсутствие решения исполнительного органа государственной власти о предоставлении земельного участка в собственность за плату, принятого в порядке статьи 36 ЗК РФ, невозможно.

Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон и третьего лица.

Рассмотрев материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Агропромснаб» является собственником следующих объектов недвижимого имущества: нежилого двухэтажного кирпичного здания, общей площадью 1675,1 кв.м. (литера А площадью 334,9 кв.м. - административное здание, литера А1 площадью 1340,2 кв.м. - склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101; нежилого строения из металлоконструкций, общей площадью 726,4 кв.м. (литера А2 - склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 1; нежилого кирпичного строения, площадью 318,2 кв.м. (литера Д - гараж-склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 2; нежилого двухэтажного кирпичного здания, общей площадью 1702,3 кв.м. (литера Б - административное здание площадью 339,3 кв.м., литера Б1 - склад площадью 1363 кв.м.), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 3; нежилого одноэтажного кирпичного строения, площадью 1073,9 кв.м. (литера В - склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 4; нежилого кирпичного строения, площадью 106,0 кв.м. (литера Е - склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 5; нежилого кирпичного строения, площадью 75,7 кв.м. (литера Ж - склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 6; нежилого кирпичного строения, площадью 149,4 кв.м. (литера Ж1 - склад), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 7; нежилого кирпичного строения, площадью 53,4 кв.м. (литера 3 - столярный цех), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, дом 101, строение 8; нежилого кирпичного строения, площадью 334,3 кв.м. (литера И -электроцех), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 9; нежилого кирпичного строения, площадью 18,7 кв.м. (литера Л - сауна), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 10; нежилого кирпичного строения, площадью 98,1 кв.м. (литера К - мотовозное депо), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 11; нежилого кирпичного строения, площадью 286, 3 кв.м. (литера Н - гараж), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 12; нежилого кирпичного строения, площадью 34,9 кв.м. (литера М - проходная), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 13; нежилого строения из бруса, площадью 53,4 кв.м. (литера П - магазин), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, строение 14 (свидетельства о государственной регистрации права серии 72 НВ № 890180, серии 72 НВ № 890181, серии 72 НВ № 890182, серии 72 НВ № 890183, серии 72 НВ № 890184, серии 72 НВ № 890185, серии 72 НВ № 8890186, серии 72 НВ № 890187, серии 72 НВ № 890188, серии 72 НВ № 890189, серии 72 НВ № 890190, серии 72 НВ № 890191, серии 72 НВ № 890192, серии  рии ельствамие 14 (л.д. 8-22).ля отмены обжалуемого судебного акта.пеляционной судебное заседание не явились.ого участка норм72 НА № 890193, серии 72 НВ № 890115, выданные 22.01.2002 на основании договора купли-продажи от 28.08.2000 № 01/им).

Из материалов дела усматривается, что истец направлял в адрес третьего лица на имя главы города Тюмени письменные обращения о заключении договора и продаже ему в собственность земельного участка под нежилыми строениями, собственником которых он является (л.д. 25-26).

Решением совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - совместная комиссия), оформленным протоколом № 23 от 02.07.2008, истцу предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 38669 кв.м. под нежилые строения по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 101; ул. Ямская, 101, строения 1-14, по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 23-24).

На основании письменного обращения истца к ответчику о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, последний в письме от 14.08.2008 сообщил истцу о необходимости представления свидетельства о праве собственности на железнодорожный путь (л.д. 35).

В соответствии с распиской в получении дополнительных документов от 30.09.2008 № 080516023/3 ответчику была передана справка о принадлежности № 30057 от 19.09.2008, выданная истцу Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», согласно которой по состоянию на 28.01.1999 регистрация права собственности на железнодорожный путь, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 101, органами технической инвентаризации по г. Тюмени не производилась, техническая инвентаризация данного объекта также не производилась, технический паспорт не изготавливался, адрес не присваивался (л.д. 36, 37).

В письме от 30.09.2008 истец просил ответчика возобновить оформление документов по предоставлению в собственность земельного участка.

Должностными лицами ответчика 09.10.2008 было произведено обследование земельного участка и прилегающей территории по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, 101, 101, строения 1-14, по результатам которого установлено, что на данном земельном участке расположен железнодорожный путь, о чем составлен акт обследования земельного участка № 1130 (л.д. 94-97).

Письмом от 02.12.2008 исх. № 081202013/08-3 ответчик повторно сообщил истцу о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на железнодорожный путь (л.д. 40).

Письмом от 03.02.2009 исх. № 923/08-3 ответчик отказал истцу в подписании направленного последним проекта договора купли-продажи земельного участка (л.д. 99).

Считая отказ ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка необоснованным и незаконным, истец обратился в суд с иском о понуждении ответчика к заключению договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1.1. статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 36 ЗК РФ цена земельных участков, указанных в пункте 1.1. настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.

В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2009 по делу n А81-4931/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также