Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу n А46-54/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 июля 2015 года

                                                         Дело №   А46-54/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  07 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 июля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  судьи   Золотовой  Л.А.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем  Рязановым И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4830/2015) Открытого акционерного общества «Особое конструкторское бюро «КАРАТ»

на решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2015 по делу № А46-54/2015 (судья Стрелкова Г.В.),

принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» (ИНН 5501035028, ОГРН 1025500527326)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН  1045504034840, ИНН  5503084944)

о признании недействительным предписания №471/1/1-6 от 30.09.2014,

при участии в судебном заседании представителей:

от Открытого акционерного общества «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» - Вихорев Георгий Иванович (паспорт, полномочия в качестве генерального директора подтверждены выпиской из протокола №1-2015), Кузин Владимир Николаевич (паспорт, по доверенности № 3 от 02.07.2015 сроком действия по 31.12.2015);

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

установил:

            Открытое акционерное общество «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным

предписания №471/1/1-6 от 30.09.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выявленного 30.09.2014 государственным инспектором отдела надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору Шарыповым А.С. в отношении открытого акционерного общества «Особое конструкторское бюро «КАРАТ».

Решением Арбитражного суда Омской области от 17.03.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, пункты 1, 2, 3, 4, 6 предписания №471/1/1-6 от 30.09.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выявленного 30.09.2014 государственным инспектором отдела надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору Шарыповым А.С. в отношении открытого акционерного общества «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований (по пункту 5 оспариваемого Предписания) отказано.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем невозможности устранения нарушений, упомянутых в пункте 5 оспариваемого Предписания в связи с конструктивными особенностями здания, а также недоказанности довода о том, что указанным пунктом установлены более высокие требования по сравнению с ранее действующим законодательством.

Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований по пункту 5 Предписания, ОАО «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, заявленные Обществом требования удовлетворить в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, исходя из части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) на здание, которое было построено и введено в эксплуатацию в 1979 году, не распространяются более высокие требования пожарной безопасности, установленные Сводом правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденным приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171 (далее - СП 1.13130.2009) и Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятыми постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18 (далее - СНиП 21-01-97*), в связи  с чем пункт 5 оспариваемого предписания является недействительным.

Письменный отзыв в материалы дела не поступил.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляло, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Открытого акционерного общества «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просят решение суда первой инстанции  в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором ОНД САО г. Омска по пожарному надзору Шарыповым А.С. на основании распоряжения от 11.08.2014 года №471 была произведена плановая выездная проверка ОАО «Особое конструкторское бюро «КАРАТ» по адресу: г.Омск, ул. Заводская, 2.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований пунктов 3, 20, 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012), части 4 статьи 4, частей 1, 1 статьи 6, статей 52, 53, 62, 83, 84, 89, 107, 151 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 4.2.7, 4.4.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пунктов 6.18*, 6.32* СНиП21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пункта 6.13, таблицы 1 СНиП 2.04.01-85, пункта 4.1. НПБ 151-2000, пунктов 4.1.1, 4.1.13, таблицы 1 СП 10.13130.2009 , а именно: лицо ответственное за пожарную безопасность не прошло обучение по пожарно-техническому минимуму; помещение №4 (согласно технического паспорта лит. АБ) (складское помещение) не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение из категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны; руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; допускается выступание из плоскости стен на путях эвакуации и на высоте менее 2,2 метров от площадки лестницы пожарного крана (лестничная клетка на втором этаже) (фактически выступает из плоскости стен на расстоянии 21 см., измерено металлической рулеткой UM 5М заводской номер 00742, высота от площадки лестницы до пожарного шкафа 110 см., измерено металлической рулеткой UM 5М заводской номер 00742); лестничная клетка не отделена от поэтажных коридоров 1-го и 2-го этажей дверями с устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (технический паспорт, лит. АБ 1-й этаж 2-й этаж ул. Заводская, д.2); пожарные краны, расположенные в лестничной клетке (помещение №7 на поэтажном плане технического паспорта дата выдачи 05.10.2005 года по ул. Заводская, 2, литера АБ) не оборудованы пожарными шкафами, имеющими отверстия для проветривания и приспособленные для их опломбирования. По результатам проверки был составлен акт проверки, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

Государственным инспектором ОНД САО г. Омска по пожарному надзору Шарыповым А.С. по результатам проверки было вынесено предписание №471/1/1-6 от 30.09.2014 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в отношении ОАО «Особое конструкторское бюро «КАРАТ», в котором указано на необходимость в срок до 25.05.2015 года устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности.

ОАО «Особое конструкторское бюро «КАРАТ», считая предписание не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

17.03.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

То есть для признания недействительным ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативно правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Из апелляционной жалобы следует, что Общество считает незаконными выводы суда первой инстанции по пункту 5 Предписания №471/1/1-6 от 30.09.2014, в соответствии с которым оно обязано в срок до 25.05.2015 отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров первого и второго этажей дверьми с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.

Фактически Общество не отрицает, что лестничные клетки не отделены дверьми, однако, полагая, что СП 1.13130.2009 применению в данном случае не подлежат, учитывая год постройки здания (1979) и часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», указывает на нарушение его прав указанных пунктом предписания.

Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, считает вышеуказанный довод Общества несостоятельным и подлежащим отклонению.

Как уже было указано выше, административный орган при вынесении оспариваемого предписания руководствовался действующим на момент проверки законодательством, а именно пунктом 4.2.7 "СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", в соответствии с которым лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

Как следует из пункта 1.1. СП 1.13130.2009, настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания).

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

То есть, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не применяется, если данным законом установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления его в силу.

До дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» действовал «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее - СНиП 21-01-97*), который принят и введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7.

В силу абзаца 2 пункта 6.18* СНиП 21-01-97* (в редакции от 19.07.2002), лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

Таким образом, пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009, который применил административный орган, и пункт 6.18* СНиП 21-01-97*, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", являются идентичными, в связи с чем является обязательным установка

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу n А75-10814/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также