Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу n А70-735/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 июля 2015 года

                                                        Дело № А70-735/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веревкина А.В.,

судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, иск общества с ограниченной ответственностью  «ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ» к открытому акционерному обществу «УПРСНАБСБЫТ» о взыскании 322 977 руб. 82 коп.,

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ» Пацковой Т.С. по доверенности № 098/15 от 01.06.2015 сроком действия один год,

в отсутствие представителя открытого акционерного общества «УПРСНАБСБЫТ»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ» (далее – ООО «Тюмень Водоканал», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области  с иском к открытому акционерному обществу «УПРСНАБСБЫТ» (далее – ОАО «УпрСнабСбыт», ответчик) о взыскании 322 977 руб. 82 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2015 по делу № А70-735/2015 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 322 977 руб. 82 коп. задолженности, 9 460 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ОАО «УпрСнабСбыт» в апелляционной жалобе просило решение отменить, вынести новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.

От ООО «Тюмень Водоканал» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу № А70-735/2015 апелляционная жалоба принята к производству.

Установив, что в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения ответчика о принятии искового заявления ООО «Тюмень Водоканал» к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, а также о месте и времени судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции определением от 04.06.2015 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

От ООО «Тюмень Водоканал» поступили ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств и заявление об изменении суммы исковых требований.

Отзыв на исковое заявление ОАО «УпрСнабСбыт» не представлен.

Ответчик, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения иска, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ иск рассмотрен в отсутствие представителя ОАО «УпрСнабСбыт».

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал заявление об изменении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика 135 516 руб. 69 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.08.2014 по 31.10.2014.

Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд апелляционной инстанции принял указанное уточнение исковых требований как не противоречащее действующему законодательству и не нарушающее права других лиц.

Также суд апелляционной инстанции приобщает представленные истцом документы (копии уведомлений о фактическом объеме за период с января по октябрь 2014 года) к материалам настоящего дела с целью объективного и всестороннего рассмотрения иска.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

03.03.2008 ООО «Тюмень Водоканал» и ОАО «УпрСнабСбыт» (абонент) заключен договор № 00213/002 (л.д. 7-18), по условиям которого истец принял на себя обязательства по отпуску абоненту питьевой воды и по приему от него сточных вод, а абонент обязался оплачивать отпущенную питьевую воду и сброшенные сточные воды.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.10 договора № 00213/002 ООО «Тюмень Водоканал» имеет право беспрепятственного доступа к сетям, оборудованию абонента с целью отбора проб для контроля состава сточных вод, осуществления лабораторного контроля за составом сточных вод абонента путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время.

Абонент обязуется своевременно производить ООО «Тюмень Водоканал» оплату за полученную воду, отведенные сточные воды, сброс загрязняющих веществ в систему канализации в установленный настоящим договором срок (пункт 3.1.5 договора № 00213/002).

В силу пункта 3.1.23 договора № 00213/002 абонент обязан контролировать качественный состав сточных вод, поступающих в систему канализации ООО «Тюмень Водоканал».

Порядок контроля состава принимаемых от абонента сточных вод определён разделом 5 договора № 00213/002.

Плата за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах определяется по дифференцированным расчетам, исходя из фактической концентрации загрязняющих веществ (пункт 6.4 договора № 00213/002).

Как указывает истец, в ходе осуществления контрольных мероприятий в августе 2014 года ООО «Тюмень Водоканал» с составлением в присутствии представителя ОАО «УпрСнабСбыт» акта отбора проб сточных вод № 191 от 11.08.2014 (л.д. 30) отобрана проба сточных вод из контрольного колодца в месте нахождения объектов водоотведения ответчика.

Анализ отобранной ООО «Тюмень Водоканал» пробы показал несоответствие допустимым концентрациям, а именно превышение концентрации взвешенных веществ над нормой в 1,02 раза и концентрации БПК5 более чем в 3,3 раза, в подтверждение чего ООО «Тюмень Водоканал» в дело представило протокол испытаний № 256 от 18.08.2014 (л.д. 32).

На основании указанных документов истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.08.2014 по 31.10.2014 в размере 135 516 руб. 69 коп. и выставил ответчику платежные документы (л.д. 65-82).

Поскольку ОАО «УпрСнабСбыт» плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период не внесло, ООО «Тюмень Водоканал» обратилось в суд с настоящим иском.

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

На основании части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения подлежат регулированию параграфом 6 главы 30 ГК РФ.

В силу части 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 644).

На основании пункта 25 Правил № 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом № 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры о соблюдению указанных требований.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты «в», «г» пункта 36 Правил № 644).

Таким образом, с момента вступления в силу Правил № 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.

Пунктом 111 Правил № 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 114 указанных Правил установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением № 3.

Приведенные в приложении № 3 к Правилам № 644 нормативные показатели применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, следовательно, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствие в договоре указания на рассматриваемый вид ответственности не влияет на наличие установленной правовыми актами обязанности ответчика по внесению платы за сброс в централизованные сети водоотведения загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на такие сети.

Пунктом 118 Правил № 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее – плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В силу пункта 119 Правил № 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению № 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.

Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил № 644. При этом объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб. Предельный размер платы, рассчитанной в соответствии с настоящим пунктом, составляет 10-кратный тариф на водоотведение

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу n А70-13600/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также