Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А70-13752/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 июня 2015 года

                                                     Дело №   А70-13752/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  11 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 июня 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи   Золотовой  Л.А.

судей  Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4811/2015) Закрытого акционерного общества «Ямалгазспецстрой»

на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2015 по делу № А70-13752/2014 (судья Безиков О.А.),

принятое по заявлению Закрытого акционерного общества «Ямалгазспецстрой» (ИНН 7203226221, ОГРН 1087232030621)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 (ОГРН  1047200671880, ИНН  7203000979)

о признании незаконным действий по производству выемки документов, произведенной 30.04.2014 и обязании вернуть подлинники документов, изъятых в результате выемки, о признании недействительным постановления о производстве выемки документов и предметов от 29.04.2014 №115/11,

при участии в судебном заседании представителей:

от Закрытого акционерного общества «Ямалгазспецстрой» - Петухова Ирина Игоревна (по доверенности от 01.01.2015);

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 – Горохов Борис Анатольевич (по доверенности от 24.12.2014);

установил:

            Закрытое акционерное общество «Ямалгазспецстрой» (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по производству выемки документов, произведенных 30.04.2014 и обязании вернуть подлинники документов, изъятых в результате выемки, о признании недействительным постановления о производстве выемки документов и предметов от 29.04.2014 №115/11.

            Решением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 15.03.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у налогового органа имелись достаточные основания для проведения выемки документов и предметов у налогоплательщика. Процедура выемки документов проведена без нарушений действующего законодательства.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Доводы апеллянта по существу повторяют позицию Общества, поддерживаемую им в суде первой инстанции о том, что Инспекцией не доказано наличие реальной угрозы сокрытия, уничтожения, исправления или замены документов, не доказана необходимость проведения почерковедческой экспертизы,  что свидетельствует о не правомерности произведенной выемки.

Также Общество указало, что налоговым органом нарушена  процедура проведения выемки документов : в качестве понятых были привлечены работники налогоплательщика, что является нарушением пункта 3 статьи 98 Налогового кодекса РФ и пункта 3 статьи 94 Налогового кодекса РФ, кроме того, понятые не участвовали в процессе проведения выемки, а только проставили свои подписи в начале выемки, после чего были отпущены сотрудниками налогового органа на свои рабочие места, а в конце выемки были приглашены для подписания документов.

Кроме этого, Общество указало,  что выемка была произведена в ночное время – с 29.04.2014 по 30.04.2014, указанное подтверждается протокол выемки документов от 30.04.2014 № 115, что также является основанием для признания выемки незаконной.

От налогового органа в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.

Заседание суда апелляционной инстанции проведено посредством осуществления видеоконференц- связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области.

В судебном заседании представитель Закрытого акционерного общества «Ямалгазспецстрой» поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, Инспекцией вынесено Постановление №115/11о производстве выемки документов и предметов от 29.04.2014, которое получено Обществом.

В ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества Инспекцией установлен факт взаимоотношений с контрагентами ООО «Метаном», ООО «ИнертГрупп», ООО «Новэк», ООО «СК «Нефтегазпроект», ООО «Спецмонтажстрой», ООО «Альфа-Групп», ООО «Модуль-СМ», имеющих признаки недобросовестных.

В отношении поименованных выше контрагентов у налогового органа появилась информация о том, что руководители контрагентов Общества не осуществляли фактическое руководство организациями и не подписывали документы от имени данных юридических лиц.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что имеются достаточные основания полагать что подлинники, документов, необходимые для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены заявителем, а также о необходимости проведения почерковедческой экспертизы.

На основании изложенных обстоятельств, налоговый орган постановил произвести выемку у Общества имеющихся документов и предметов, касающихся деятельности заявителя и вышепоименованных контрагентов.

По результатам произведенной выемки в порядке статьи 94 Налогового кодекса РФ Инспекцией составлен протокол от 30.04.2014 № 115 выемки документов и предметов.

В протоколе указаны должностное лицо налогового органа, производившее выемку документов и предметов, зафиксировано, что выемка произведена при участии уполномоченного представителя лица, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка, в присутствии двух понятых. Иные лица либо специалисты в ходе проведения выемки не привлекались.

До начала выемки участвующим и присутствующим лицам предъявлено постановление о производстве выемки и разъяснены их права и обязанности.

Из протокола также следует, что перед началом выемки Инспекцией, как того предусматривают нормы статьи 94 Налогового кодекса РФ, Обществу предложено добровольно выдать документы, указанные в Постановлении от 29.04.2014 №115/11.

Протоколом от 30.04.2014 №115 выемки документов и предметов зафиксировано, что документы выданы добровольно.

Далее в протоколе выемки зафиксированы наименования организаций, в отношении которых были изъяты документы. Изъятые документы перечислены в протоколе и описях документов и предметов (л.д.21-41 том 1).

Заявитель, посчитав действия должностных лиц налогового органа по производству выемки неправомерными, обратился с заявлением в суд.

15.03.2015 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.      

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством, в том числе, налоговых проверок.

Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездных налоговых проверок. При проведении выездных налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать документы, производить осмотр, выемку документов и предметов, допрос свидетелей, назначать экспертизу.

Согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Пунктом 14 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе производить выемку у налогоплательщика документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Из анализа приведенных норм следует, что выемка документов и предметов может быть осуществлена налоговым органом только в ходе выездной налоговой проверки при наличии оснований, перечисленных в пункте 4 статьи 93 и пункте 14 статьи 89 НК РФ, и в строгом соответствии с требованиями статьи 94 НК РФ.

Из положений статьи 94 НК РФ следует, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьями 94, 99 НК РФ. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях.

В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков, и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 8 статьи 94 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что основанием для вынесения оспариваемого постановления о производстве выемки документов послужили недостаточность копий документов, представленных налогоплательщиком, в том числе ввиду необходимости проведения экспертизы, для которой нужны оригиналы документов и наличие оснований полагать, что имеющиеся у налогоплательщика оригиналы документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Доводы налогоплательщика о том, что оспариваемое постановление не содержит доказательств неправомерных действий Общества: сокрытие или уклонение от предоставления документов, попытки к сокрытию или уничтожению документов, что является нарушением требований налогового законодательства и свидетельствует о незаконности вынесенного постановления, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 № 18120/10 и п. 8 ст. 94 НК РФ одним из случаев, позволяющих произвести изъятие документов, является недостаточность наличия в распоряжении инспекции копий документов.

Не смотря на то, что в материалах дела не содержится доказательств наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены Обществом подлинников документов, материалами дела подтверждается необходимость проведения почерковедческой экспертизы ввиду возникшего у Инспекции предположения о фиктивности хозяйственных операций с соответствующими контрагентами.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что достаточным основанием для проведения выемки спорных документов является необходимость проведения почерковедческой экспертизы на предмет достоверности подписей конкретных лиц.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав оспариваемое постановление, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о соответствии постановления налогового органа о производстве выемки законодательству о налогах и сборах, исходит из обстоятельств, установленных судом первой инстанции и положений пункта 8 статьи 94 НК РФ в соответствии с которыми одним из случаев, позволяющих произвести изъятие документов, является недостаточность наличия в распоряжении Инспекции копий документов.

Ссылки апеллянта на то, что налоговым органом до назначения процедуры выемки не было вынесено постановление о назначении почерковедческой экспертизы судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку налоговое законодательство не предусматривает назначение почерковедческой экспертизы документов до производства выемки. Более того, выемка документов по смыслу закона должна предшествовать назначению и проведению почерковедческой экспертизы, так как в силу пункта 3 статьи 95 Налогового кодекса РФ в постановлении о назначении экспертизы должны

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу n А75-13496/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также