Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А70-15717/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 июня 2015 года

                                                         Дело № А70-15717/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,

судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5160/2015) государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областной кожно-венерологический диспансер» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2015 по делу № А70-15717/2014 (судья Макаров С.Л.) по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областной кожно-венерологический диспансер» (ОГРН 1027200800087, ИНН 7202029100) к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Тюменской области» (ОГРН 1037200550640, ИНН 7202022521) о взыскании 320 451 руб. 85 коп.,

при участии в судебном заседании:

от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областной кожно-венерологический диспансер» - представителя Бутакова Д.М. (по доверенности № 9 от 19.03.2015 сроком действия по 31.12.2015,

от федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Тюменской области» - представителя Чебышева А.В. по доверенности № 1 от 20.01.2015 сроком действия до 30.01.2016,

установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областной кожно-венерологический диспансер» (далее – ГБУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тюменской области» (далее – Военный комиссариат Тюменской области, ответчик) взыскании расходов на оплату страховых взносов в размере 314 338 руб. 80 коп., расходов, связанных с наймом жилья в сумме 9 732 руб. 01 коп., транспортных расходов в сумме 3 393 руб., расходов по оплате суточных в размере 500 руб.

До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уменьшил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика расходы на оплату страховых взносов в размере 317 540 руб. 04 коп., расходы по найму жилья – 2 480 руб. 81 коп., транспортные расходы – 431 руб.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.03.2015 по делу № А70-15717/2014 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением, истец в апелляционной жалобе просил его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что компенсации подлежат расходы, связанные с выплатой медицинской организацией своим работникам среднего заработка с учётом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, а также компенсационных выплат по проезду и проживанию. 

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу возразил против её удовлетворения.

Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, приведённые в апелляционной жалобе, представитель ответчика высказался согласно отзыву на жалобу.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, работники ГБУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» в период с 01 января 2011 года по 20 ноября 2014 года были командированы в Военный комиссариат Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для участия в проведении медицинских освидетельствований юношей-призывников, юношей при первоначальной постановке на воинский учет.

Средний заработок работников истца был компенсирован Военным комиссариатом Тюменской области.

В целях получения компенсации страховых взносов на общую сумму 317 540 руб. 04 коп., начисленных на средний заработок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ГБУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» обратилось в Военный комиссариат Тюменской области (письмом от 20.11.2014, т. 1 л. 17).

Письмом № 481/Ю Военный комиссариат Тюменской области сообщил истцу об отсутствии законных оснований для компенсации страховых выплат, начисленных на средний заработок врачам-специалистам, среднему медицинскому персоналу, участвующим в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона от 28.03.2014 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (т. 1 л. 18-19).

Также истцом были компенсированы своим работникам транспортные расходы в сумме 431 руб. и расходы по найму жилья в сумме 2 480 руб. 81 коп. (т. 2 л. 51-66).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГБУЗ ТО «Областной кожно-венерологический диспансер» в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Военный комиссариат Тюменской области не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страхователем по отношению к привлечённым, в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, поэтому обязанность по оплате страховых взносов на ответчика возложена быть не может. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности комиссариата. Истцом не соблюдён порядок, установленный Правилами компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, следовательно, у ответчика отсутствует обязанность компенсировать расходы по найму жилья и транспортные расходы.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, установил следующее.

Оснований, обязывающих медицинских работников участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вне рамок трудовых отношений, не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящих Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 № 333) компенсации подлежат расходы организаций, связанные с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в работе (занятиях по подготовке к работе) в составе аппарата усиления военных комиссариатов или при поступлении на военную службу по контракту, к месту проведения указанных мероприятий и обратно, с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных), а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).

Как видно из приведенных выше положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту постоянной работы) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.

В связи с тем, что в самом Законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом – Правительством РФ – нормативном правовом акте выплаты прямо определены как «средний заработок», суды должны исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), не вправе. Поэтому отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.

Обязанность выплатить работникам (в рассматриваемом деле  -  за время нахождения в командировке и участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы (о чём прямо указано в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). И эти выплаты производятся за счет работодателя (часть вторая статьи 165 ТК РФ).

Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учетом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов имеет характер гарантии и исключает возможность толковать эти выплаты в качестве «компенсации». В соответствии с частью второй статьи 164 ТК РФ компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Очевидно, что сам средний заработок не может пониматься под предусмотренными в статье 164 ТК РФ и не входящими в систему оплаты труда компенсационными выплатами, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога» (по смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 ТК РФ как не входящие в систему оплаты труда).

Средний заработок как таковой не может пониматься и в качестве второго вида компенсационных выплат, определенных в статье 129 ТК РФ, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 № 106. 

Выплата работодателем по месту постоянной работы среднего заработка своему работнику, находящемуся в командировке, производится за счет работодателя, и на этой стадии военный комиссариат в отношениях по выплатам не участвует и не должен участвовать.

В соответствии с положениями главы 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками ЕСН (абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ).

Налоговой базой налогоплательщиков, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты  (статья 237 НК РФ).

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как: день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) – для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта статьи 235 настоящего Кодекса (статья 242 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты (пункты 1, 4 статьи 243 НК РФ).

Приказом Минфина РФ от 29.12.2007 № 163-н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядке её заполнения» утверждены названные формы и Порядок, в соответствии с которым: по строке «налоговая база за налоговый период, всего» отражается налоговая база по налогу нарастающим итогом за налоговый

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А75-1815/2014. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также