Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А46-16207/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

19 мая 2015 года

                                                       Дело №   А46-16207/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  14 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 мая 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи  Золотовой  Л.А.

судей  Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Плехановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2464/2015) Общества с ограниченной ответственностью «Каролина»

на решение Арбитражного суда Омской области от 21.01.2015 по делу № А46-16207/2014 (судья Яркова С.В.),

принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Каролина» (ОГРН 1105543011903, ИНН 5507217360)

к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города (ИНН  5503031117)

о признании незаконным бездействия, 

при участии в судебном заседании представителей:

от Общества с ограниченной ответственностью «Каролина» - Новоселов Андрей Васильевич (личность удостоверена паспортом гражданина РФ) не допущен к участию в процессе, в связи с отсутствием доверенности (присутствовал в судебном заседании в качестве слушателя);

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города – Бусс Светлана Анатольевна (паспорт, по доверенности № 26 от 19.03.2015 сроком действия один год);

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью «Каролина» (далее по тексту – заявитель, Общество, ООО «Каролина») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, Департамент), выразившегося в не принятии по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка одного из решений - о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.

            В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просило обязать Департамент осуществить выбор земельного участка под строительство объекта: суда по 4-му Тюкалинскому проезду в Кировском административном округе города Омска на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21.012015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные решением Омского городского совета № 131 от 19.06.2013 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» ограничения обязательны при рассмотрении заявления Общества о выборе земельного участка для строительства и исключают возможность принятия Департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов. Ответ Департамента на заявление Общества, содержащий указание на то, что испрашиваемый последним участок может быть предоставлен только по результатам проведения торгов, является законным и свидетельствует о совершении заинтересованным лицом необходимых действий по рассмотрению заявления ООО «КАРОЛИНА».

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что в нарушение порядка, установленного положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Омской области № 731-ОЗ, Департамент не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка на основании заявления Общества в установленные законодательством срок.

Податель жалобы полагает, что Департамент по существу не принял никакого решения по его заявлению.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу  без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Также представитель Департамента пояснила, что изготовлении текса решения судом первой инстанции допущена ошибка в указании даты обращения Общества с рассматриваемым заявлением в Департамент. Фактически такое обращения состоялось не 18.06.2013г., а 13.05.2014г., что подтверждается соответствующей отметкой на копии заявления, представленного в материалы рассматриваемого спора (лист дела 31). Указанная неточность обусловлена ошибочным указанием самим заявителем данной даты (18.06.2013г.) в тексте поданного заявления. Данная неточность на существо выводов судебного акта и позиции сторон по делу не повлияла.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Департамента в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.

13.05.2014 ООО «Каролина» обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска площадью 7 000 – 7 500 кв.м. для строительства суда по улице 4-й Тюкалинскиий проезд в Кировском административном округе города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта.

В ответ на указанное обращение Департамент письмом от 06.10.2014 № 06/13694 сообщил Обществу о том, что Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 (в редакции решения Омского городского Совета № 252) установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктом 157 статьи 2 Решения № 131 (в редакции указанных изменений) строительство судов включено в указанный перечень. На основании изложенного, с учётом положений Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения № 131», принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.

Полагая, что Департаментом допущено бездействие, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения заявления ООО «Каролина» о выборе указанного выше земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Каролина» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

21.01.2015 Арбитражным судом Омской области  принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.

 В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.            В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

            Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае заявитель оспаривает бездействие Департамента, выразившееся в нерассмотрении по существу в соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявления ООО «КАРОЛИНА» о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

При  этом заявитель полагает, что приоритетное значение в рассматриваемой ситуации имеют нормы земельного законодательства (статей 30, 31 Земельного кодекса РФ), регламентирующие порядок представления земельных участков для строительства, и возлагающие на Департамент обязанность по принятию по результатам поданного заявления одного из поименованных в п.6 статьи 31 Земельного кодекса решений. Прекращение указанной процедуры до принятия решения, предусмотренного пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ законодательством не предусмотрено.

Указанную позицию суд апелляционной инстанции считает основанной на неверной трактовке вышеприведенных норм.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу положений пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В то же время применительно к процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта пункт 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Таким образом, действующим законодательством, а именно Земельным кодексом Российской Федерации, предусмотрено полномочие органа местного самоуправления по корректировке предусмотренной статьями 30, 31 такого Кодекса процедуры предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в виде установления случаев, когда предоставление соответствующих участков возможно только по результатам проведения торгов.

Так, на территории муниципального образования г. Омск действует решение Омского городского Совета № 131 от 19.06.2013 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах», которым установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.

Согласно пункту 157 статьи 2 Решения от 19.06.2013 № 131 (в редакции Решения Омского городского Совета № 252) предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах, в том числе, в случае строительства судов.

При этом постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» предусмотрено, что со дня вступления в силу Решения от 19.06.2013 № 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А46-3311/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также