Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А70-15312/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Омск

28 апреля 2015 года

                                              Дело №   А70-15312/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  24 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания:  Самовичем А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2539/2015) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.02.2015 по делу № А70-15312/2014 (судья Безиков О.А.)

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (ОГРН  1096671010864; ИНН  6671294624)

к индивидуальному предпринимателю Нуруеву Сади гусы оглы (ОГРН  309723214500083; ИНН  720414950305)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: Попов Е.В. по доверенности от 30.12.2014 №52 сроком действия до 31.12.2015;

от заинтересованного лица: представитель не явился;

установил:

Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, административный орган, Управление Росалкогольрегулирования) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Нуруеву Сади Гусы оглы (далее – заинтересованное лицо, ИП Нуруев С.Г. оглы, индивидуальный предпринимателя) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу №А70-15312/2014 суд отказал в привлечении ИП Нуруев С.Г. оглы к административной ответственности.

Судебный акт мотивирован тем, что Управление Росалкогольрегулирования неверно квалифицировало допущенное правонарушение по частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд переквалифицировал указанное в протоколе об административном правонарушении деяние на нарушение, предусмотренное  частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд первой инстанции отказал в привлечении к административной ответственности в виду пропуска установленного законом трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росалкогольрегулирования обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления административного органа.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что в ходе контрольных мероприятий было выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем как частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившейся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (отсутствие лицензии), так и частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов.  По первому протоколу 19.01.2015 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Тюмени было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, второй протокол передан на рассмотрение Арбитражного суда Тюменской области.

При этом податель жалобы считает, что суд сделал неверный вывод о неправильной квалификации, поскольку событие административного правонарушения выразилось именно в реализации алкогольной продукции без товаросопроводительных документов, за отсутствие лицензии индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности мировым судьей.

Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает на то, что установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях срок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет 1 год и истекает только 15.05.2015.

Рассмотрение дела осуществлено посредством видеоконференц-связи, которую обеспечивал Арбитражный суд Свердловской области.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, привлечь ИП Нуруева С.Г. оглы к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа с конфискацией изъятой алкогольной продукции.

Индивидуальный предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявил, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. В Управление Росалкогольрегулирования 08.08.2014 поступила жалоба на нарушения при реализации алкогольной продукции в магазине ООО «Стекляшка» по адресу г.Тюмень, ул. А.Маресьева (д.Гилева), д.40 «а» в части установления минимальных цен на алкогольную продукцию.

15.08.2014 определением №04-08/0-293 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было возбуждено административное производство за реализацию алкогольной продукции по цене, ниже установленной законодательством в отношении ООО «Стекляшка».

Определением от 15.08.2014 об истребовании сведений ООО «Стекляшка» было предложено представить ряд документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, в том числе, лицензию, товарно-спроводительные документы на алкогольную продукцию, письменные объяснения по факту реализации алкогольной продукции по ценам, ниже установленной законодательством.

В соответствии с приказом №463 от 18.08.2014 о проведении процессуальных действий в отношении ООО «Стекляшка» было предписано сотрудникам Управления Росалкогольрегулирования произвести выезд по месту по осуществления деятельности лица, в отношении которого ведется административное расследование,: г.Тюмень, ул. А.Маресьева (д.Гилева), д.40 «а».  

21.08.2014 в присутствии понятых  и ИП Нуруева С.Г. оглы составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов №04-08/О-293, в результате которого было выявлено, что по указанному адресу ООО «Стекляшка» свою деятельность не осуществляет. Реализацию товаров, в том числе алкогольной продукции, в магазине осуществляет ИП Нуруев С.Г. оглы. На полках в магазине находится алкогольная продукция согласно перечню, указанному в акте, на витринах имеются ценники на данную продукцию, принадлежащие ИП Нуруеву С.Г. оглы. Индивидуальный предприниматель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не имеет, реализацию продукции осуществляет с занижением минимальных цен, на описанную в акте продукцию отсутствуют товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции.

В связи с чем, Управлением Росалкогольрегулирования 21.08.2014 вынесено постановление №04-08/463-ИПН/тед о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП Нуруева С.Г. оглы по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.

Также 21.08.2014 Управлением Росалкогольрегулирования составлен протокол ареста №04-08/463-ИПН и протокол изъятия вещей и документов №04-08/463ИПН, которым в присутствии понятых и ИП Нуруева С.Г. оглы выявленная в ходе проверки алкогольная продукция была арестована и изъята.

Определением №04-08/463ИПН от 21.08.2014 об истребовании сведений, врученным под роспись ИП Нуруеву С.Г. оглы, последнему было предложено представить ряд документов, в том числе, товарно-сопроводительные документы на арестованную и изъятую алкогольную продукцию.

В объяснении от 21.08.2014 ИП Нуруев С.Г. оглы указал, что товарно-сопроводительные документы на арестованную и изъятую алкогольную продукцию отсутствуют, так как были утеряны, в дальнейшем будут представлены. Однако, какие-либо документы в трехдневный срок, установленный в определении, представлены не были.

15.09.2014, в отсутствие индивидуального предпринимателя, но при его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола, Управлением Росалкогольрегулирования в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол №04-08/463-ИПН/тсд об административном правонарушении за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без надлежащим образом оформленных товарно-сопроводительных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную продукцию).

Данные действия были квалифицированы  по частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.

Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, на основании части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.

07.02.2015 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

К сопроводительным документам, подтверждающим легальность оборота алкогольной продукции, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», относятся, в том числе: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Под оборотом, согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа.

Таким образом, законодательством запрещена розничная продажа алкогольной продукции без товарно-сопроводительных документов, а именно,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А75-1046/2013. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также