Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А46-14323/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 апреля 2015 года

                                                      Дело №   А46-14323/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  14 апреля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  20 апреля 2015 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,

судей  Веревкина А.В., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Миковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2329/2015) индивидуального предпринимателя Попова Константина Павловича на решение Арбитражного суда Омской области от 21 января 2015 года по делу № А46-14323/2014 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску Товарищества собственников жилья «Сибзаводец» (ИНН 5503206960, ОГРН 1085543030044) к индивидуальному предпринимателю Попову Константину Павловичу (ИНН 550700455672, ОГРН 308554334000034)  о взыскании  неосновательного обогащения,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Попова Константина Павловича – представитель Гурова Л.В. по доверенности  от 03.03.2014 сроком действия 3 года;

от Товарищества собственников жилья «Сибзаводец» - представитель Лысенко А.В. по доверенности №  1/15 от 17.02.2015 сроком действия 1 год;

установил:

Товарищество собственников жилья «Сибзаводец» (далее – ТСЖ «Сибзаводец», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю Попову Константину Павловичу (далее – ИП Попов К.П., ответчик) о взыскании 132 781 руб. 78 коп. неосновательного обогащения вследствие использования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома путем размещения на его стене рекламной конструкции, за период с 11.01.2014 по 22.10.2014.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21 января 2015 года по делу № А46-14323/2014 с ИП Попова К.П. в пользу ТСЖ «Сибзаводец» взыскано 109 394 руб. 08 коп. неосновательного обогащения, а также 4 105 руб. 68 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Попов К.П. в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик, указывает, что «Аптека «Семейная 24 часа» является коммерческим обозначением, размещение которого не преследует целей, связанных с рекламой.  Обращает внимание на то, что часть вывески размещена на крыльце, не являющемся общей собственностью. Остальная часть вывески имеет крепление к фасаду, однако, собственнику нежилого помещения также принадлежит часть общего имущества, поэтому в настоящем случае не может идти речь о пользовании чужими имуществом.  Площадь примыкания кронштейнов к фасаду здания значительно меньше, чем предъявляется истцом (0,5х0,02х9). Полагает, что имеются обоснованные сомнения в действительности принятия решения от 11.10.2013.  

ТСЖ «Сибзаводец» в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В порядке статьей 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании, открытом 09.04.2015, объявлен перерыв до 14.04.2015 до 15 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.

В заседании суда представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, приобщил к материалам дела представленный   ответчиком лицензионный договор об использовании на вывеске фирменного наименования от 01.01.2010.

Также приобщены к материалам дела представленные истцом в обоснование возражений на апелляционную жалобу дополнительные доказательства (фотоматериалы) (часть 2 статьи 268 АПК РФ).

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

 В обоснование исковых требований истец указал, что внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 22 приняты решения (протокол от 11 октября 2013 года):

1) Утвердить условия, на которых в период 2013 — 2014 годов будут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных носителей и рекламных конструкций, устанавливаемых на фасадах и крыше многоквартирного дома:

- размещение рекламных носителей, выполненных способом широкоформатной печати (на бумаге, баннерном полотне, холсте, пластике, самоклеящейся пленке и т.п.) и не требующих монтажа металлических, пластиковых и т.д. каркасов, композитных и иных панелей, дистанционных держателей, источников освещения — 750 рублей 00 копеек в месяц за 1 квадратный метр рекламного носителя. Срок действия договора — не более 12 месяцев.

- размещение рекламных конструкций, требующих монтажа металлических, пластиковых и т.д. каркасов, композитных и иных панелей, дистанционных держателей, источников освещения; размещение световых коробов, световых букв, объемных букв, крышных установок — 1 050 рублей 00 копеек в месяц за 1 квадратный метр рекламного носителя. Срок действия договора — не более 5 лет.

2) Определить в качестве лица, уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных носителей и рекламных конструкций, товарищество собственников жилья «Сибзаводец»            (644043, г. Омск, ул.            Красный Путь, д. 22, кв. 60, ОГРН 1085543030044) в лице председателя правления ТСЖ «Сибзаводец».

ИП Попов К.П., как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке готовых лекарственных форм по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, 22.

Как следует из материалов дела, для размещения на фасаде дома 22 по улице Красный Путь города Омска конструкции в виде объемных световых букв с обозначением «Семейная 24 часа Аптека», Департаментом недвижимости Администрации г. Омска выдан  паспорта рекламного места от 11 октября 2005 года № 2302-05 рм. Общая площадь конструкции согласно паспорту составляет 11,137 кв. м.  Крепление  посредством анкерного соединения в несущей стене указанного дома.

Ссылаясь на то, что ответчик, не внося плату за размещение на фасаде многоквартирного дома рекламной конструкции,  получил неосновательное обогащения, а период за период с 11 января 2014 года на момент обращения в суд в размере 132 781 руб. 78 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Поддерживая выводы суда первой инстанции,  изложенные в обжалуемом решении,  суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии со статьями 8, 307, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, а также вследствие неосновательного обогащения.

Согласно статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В силу статей 246, 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с частью 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 7 Постановления от 23.07.2009 № 64, по соглашению сособственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование. Например, может быть заключен договор пользования несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы. Стороной такого договора, предоставляющей имущество в пользование, признаются все сособственники общего имущества здания, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

 Размещение конструкции  с надписью «Аптека «Семейная 24 часа» на  фасаде многоквартирного дома  по адресу г. Омск, ул. Красный Путь, 22 , в спорный период ответчиком не оспорено.  Крепление  конструкции осуществлено посредством анкерного соединения в несущей стене дома (фасаду).

Отклоняя довод ответчика, что спорная надпись «Аптека «Семейная 24 часа», является вывеской, коммерческим обозначением организации и не является рекламой, суд апелляционной инстанции  исходит из следующего.  

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе этот закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», обобщив практику по применению законодательства о рекламе, указал, что размещение юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.

При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 данного обзора разъяснил, что по смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Указание юридическим лицом режима работы магазина на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствие со статьей 10 вышеуказанного закона изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А70-12784/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также