Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А46-13556/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 апреля 2015 года

Дело №   А46-13556/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  02 апреля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  08 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,

судей  Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Ненашевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2240/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16 января 2015 года по делу №  А46-13556/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Файзоутдинова Рима Габдулловича (ОГРНИП 307550305200082, ИНН 550306069397) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о признании недействительным договора в части,

при участии в судебном заседании:

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель  Лукьянова Н.М. (удостоверение № 0170/14 от 05.05.2014, по доверенности № 12396 от 12.08.2014  сроком действия 1 год),

от индивидуального предпринимателя Файзоутдинова Рима Габдулловича - представитель Мерлаков С.П. (паспорт, по доверенности от 08.10.2012 сроком действия 3 года),

                              установил:

Индивидуальный предприниматель Файзоутдинов Рим Губдуллович (далее –  ИП Файзоутдинов Р.Г., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, ответчик), в котором просил:

- признать недействительным пункт 2.1 договора № 3391 от 31.10.2013 купли – продажи 1340/7130 долей земельного участка  с кадастровым номером 55:36:070402:151, площадью 7 130 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул.30-я Северная, д.67, заключённого между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Файзоутдиновым Р.Г., в части установления цены выкупа доли земельного участка в размере, превышающем сумму 40 352 руб. 97 коп.

- взыскать с Департамента в пользу предпринимателя неосновательное обогащение в размере 282 470 руб. 82 коп., излишне уплаченных им по договору 3391 от 31.10.2013 купли-продажи 1340/7130 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:151.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу № А46-13556/2014 исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 2.1 договора №3391 от 31.10.2013 купли – продажи 1340/7130 долей земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:151, площадью 7 130 кв.м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 30-я Северная, д.67, заключённого между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и индивидуальным предпринимателем Файзоутдиновым Римом Губдулловичем, в части установления цены выкупа доли земельного участка в размере, превышающем сумму 40 352 руб. 97 коп.

Суд применил последствия недействительности части сделки путём взыскания с департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу  ИП Файзоутдинова Р.Г. излишне уплаченной по договору №3391 от 31.10.2013 купли – продажи 1340/7130 долей земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:151 денежной суммы в размере 282 470 руб. 82 коп. Взыскал с департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу ИП Файзоутдинова Р.Г. 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Возвратил ИП Файзоутдинову Р.Г. из федерального бюджета излишне уплаченную платёжным поручением от 06.10.2014 № 184165 государственную пошлину в размере 4 650 руб.

Не соглашаясь с решением суда, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент имущественных отношений Администрации города Омска указывает, что поскольку договор купли-продажи земельного участка № 3391 заключен на основании решения суда от 08.02.2013 по делу № А46-27619/2012, следовательно, предоставить участок с применением 2,5 % кадастровой стоимости при подготовке проекта договора, не имелось оснований. По мнению апеллянта, Департамент не является правопреемником Главного управления по земельным ресурсам Омской области. Полагает, что право на приобретение спорного участка не может возникнуть у истца на основании заявления, поданного в Главное управление в мае 2012 года.

От индивидуального предпринимателя Файзоутдинова Рима Габдулловича до начала судебного заседания поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого судом отказано в связи с отсутствием доказательств его направления ответчику.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей сторон, оценив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 31.10.2013 между Файзоутдиновым Р.Г. и Департаментом заключён договор купли-продажи 1340/7130 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 7 130 кв.м, относящийся к категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером 55:36:07 04 02:151, местоположение которого установлено относительно 2 этажного кирпичного здания (мастерские), имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул.30 Северная, д.67, по цене 20% кадастровой стоимости доли земельного участка.

Цена выкупа земельного участка в названном размере определена на основании постановления правительства Омской области от 18.07.2012 № 142-п «О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты этих земельных участков».

Стоимость доли земельного участка в договоре купли-продажи составила 322 823 руб. 79 коп (пункт 2.1 договора) и уплачена истцом в полном объёме.

Истец, полагая, что выкупная цена земельного участка определена с нарушением требований действовавшего законодательства, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.

В силу статей 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьёй 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные частью 3 статьи 424 ГК РФ, не применяются (часть 1 статьи 555 ГК РФ).

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (здесь и ниже пункты 5 и 6 статьи 36 приводимого кодекса).

В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Цена является существенным условием договора купли-продажи земельного участка.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьёй 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В частности, из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» усматривается, что до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Вопреки ошибочной позиции подателя жалобы, размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, поскольку согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя (определение ВАС РФ от 08.09.2011 № ВАС-1124-/11, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2012 по делу № А27-8062/2011, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2012 № Ф09-1089/12).

В рассматриваемом случае, в материалах дела имеется заявление, подписанное представителями истцов и полученное Главным управлением по земельным ресурсам Омской области 15.05.2012, о заключении договора купли-продажи долей в праве собственности на спорный земельный участок по ставке 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 33).

Кроме того, в материалы дела представлено письмо Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 0401/3596 от 11.04.2012, в котором отражено решение Главного управления относительно отказа в предоставлении земельного участка (л.д. 77).

То есть анализ вышеприведенных документов свидетельствует о том, что с заявлением о покупке земельного участка истец обратился в уполномоченный орган до 01.07.2012.

Факт обращения с заявлением о выкупе долей в праве собственности на земельный участок до 01.07.2012 подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2013 по делу

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А46-15435/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также