Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А46-14043/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 апреля 2015 года

                                                   Дело №   А46-14043/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  30 марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Рязановым А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1020/2015) общества с ограниченной ответственностью «Торговый город» на решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.014. по делу № А46-14043/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый город» (ОГРН 1095543026501, ИНН 5501220052) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Торговый город» - Игитян Алена Львовна, предъявлен паспорт, по доверенности № 013 от 20.09.2012 сроком действия в течении 3 лет;

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Семенова Елена Геннадьевна, предъявлено удостоверение, по доверенности № Исх-ДИО\671 от 22.01.2015 сроком действия на 1 год;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торговый город» (далее - Общество, заявитель, ООО «Торговый город») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит:

- признать недействительным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент), содержащийся в письме от 02.09.2014 № Исх-ДИО/13643, в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749 площадью 22 540 кв.м с видом разрешённого использования: магазины, торговые комплексы и центры, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – здание, расположенное примерно в 185 м от ориентира по направлению на запад, имеющее почтовый адрес: г.Омск, Кировский административный округ, ул.70 лет Октября, д.25;

- обязать Департамент принять решение о предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749 площадью 22 540 кв.м, с видом разрешённого использования: магазины, торговые комплексы и центры, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – здание, расположенное примерно в 185 м от ориентира по направлению на запад, имеющее почтовый адрес: г.Омск, Кировский административный округ, ул.70 лет Октября, д.25.

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2014 по делу № А46-14043/2014 Обществу было отказано в удовлетворении требований.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Обществом не представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о том, что для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости площадью 1 075,7 кв.м требуется земельный участок площадью именно 22 540 кв.м.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Торговый город» обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2014 по делу № А46-14043/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на то, что испрашиваемый им земельный участок сформирован фактически в границах, занятым принадлежащим Обществу объектом недвижимости, и используется, в том числе, для размещения вспомогательных некапитальных складских объектов для хранения товаров.

В дополнительных доводах Общество ссылается на заключение кадастрового инженера к межевому плану по образованию 7 земельных участков путем раздела исходного участка 55:36:140103:3217 (из которого образован, в том числе, спорный земельный участок), согласно которому границы спорного земельного участка были определены в соответствии с фактическим использованием. Также податель жалобы ссылается на письмо ООО «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости», которым, по мнению Общества, подтверждается, что границы спорного земельного участка были определены с учетом фактического использования. Общество считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица обосновывать необходимость представления определенной площади земельного участка.

Департамент  в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобы, дополнения к ней, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих  в деле, проверив в  порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Торговый город» (арендатор) на основании договора аренды № Д-Кр-31-9213 от 29.06.2012 Департаментом (арендодатель) сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок  с кадастровым номером 55:36:140103:3217, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября 25, площадью 93 993 кв.м. Участок был предоставлен для строительства торгового комплекса (пункт 1.1, 1.2 договора).

Согласно свидетельству о регистрации права серии 55-АА № 737412 от 27.03.2013 ООО «Торговый город» на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое здание общей площадью 1 075,7 кв.м, расположенное по адресу: г.Омск, ул.70 лет Октября, д.31.

С целью приобретения права собственности на земельный участок под указанным нежилым зданием ООО «Торговый город» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 31.10.2013 № Исх-ДИО/21281(09) Департамент известил Общество о том, что с заявлением о предоставлении участка в собственность следует обратиться после принятия Департаментом решения об образовании участка в порядке статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и государственной регистрации права муниципальной собственности на образованные при разделе участки, в том числе, испрошенный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749.

Распоряжением от 13.02.2014 № 584-р «Об образовании земельных участков при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3217 в Кировском административном округе города Омска» Департамент принял решение об образовании 7 земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749 (ЗУ/4) площадью 22 540 кв.м, на котором расположен принадлежащий Общества на праве собственности объект недвижимости. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание, расположенное примерно в 185 м от ориентира по направлению на запад, имеющее почтовый адрес: г.Омск, ул.70 лет Октября, д.25.

14.02.2014 между Департаментом и Обществом было подписано соглашение к договору аренды № Д-Кр-31-9213 от 29.06.2012, согласно которому Обществу в аренду передавались образованные при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3217 земельные участки, в том числе,  с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749 (ЗУ/4)  площадью 22 540 кв.м.

15.05.2014 заявитель повторно обратился в Департамент за предоставлением ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749, на что был получен ответ о том, что Департаментом подготовлен проект распоряжения «О предоставлении ООО «Торговый город» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», который проходит процедуру согласования.

02.09.2014 письмом № исх-ДИО/13643 Департамент отказал Обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка, мотивируя свое решение тем, что испрашиваемый участок сформирован с нарушением части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, без учёта фактического землепользования (л.д. 40).

Полагая, что указанный отказ Департамента является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.

Как было указано выше, в удовлетворении заявленных требований Обществу было отказано.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для признания оспариваемого отказа Департамента незаконным в данном случае отсутствуют. При этом апелляционный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Данное право является исключительным, поскольку никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Факт принадлежности ООО «Торговый город» находящегося на земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3749  объекта - одноэтажное нежилое здание общей площадью 1 075,7 кв.м, расположенное по адресу: г.Омск, ул.70 лет Октября, д.31, подтверждается свидетельством о регистрации права серии 55-АА № 737412 от 27.03.2013 и не оспаривается заинтересованным лицом.

В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

При этом исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.03.2011 № 13535/10 по делу № А41-42032/09, отсутствие доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка именно указанной площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований.

Следовательно, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.

В данном случае, исследовав материалы дела, апелляционный суд установил, что заявитель не обосновал и документально не подтвердил необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации  принадлежащего объекта недвижимого имущества.

Так, из материалов дела не следует, что Департаментом при разделе земельного участка 55:36:140103:3217 границы и площадь спорного земельного участка устанавливались с учетом фактического землепользования и он формировался для эксплуатации объекта недвижимого имущества заявителя.

Документы, на которые Общество ссылается в обоснование своей позиции, не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих  необходимость представления Обществу земельного участка именно в заявленных границах на основании следующего.

Как

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А70-10918/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также