Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2015 по делу n А75-11789/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 апреля 2015 года

                                                     Дело №   А75-11789/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  31 марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 апреля 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,

судей  Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1950/2015) Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2014 года по делу № А75-11789/2014 (судья Инкина Е.В.), по иску Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН: 1028600515470, ИНН: 8601003963; место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5) к обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр культурного наследия и землеустройства» (ОГРН: 1128601001220, ИНН: 8601046389; место нахождения: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 27, кв. 506) о взыскании 500 000 руб.,

судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр культурного наследия и землеустройства» (далее – ответчик, Общество) о взыскании 500 000 руб. суммы гранта, предоставленного по договору № 68 от 16.05.2013.

В обоснование исковых требований ссылается на вышеуказанный договор и ненадлежащее исполнение договорных обязательств ответчиком.

Решением от 26.12.Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в удовлетворении исковых требований Департамента отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению в Департамент копий документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, в период с 21.05.2013 по 22.05.2014.

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

16 мая 2013 года между Департаментом (грантодатель) и Обществом (грантополучатель) заключен договор № 68 о предоставлении гранта, в соответствии с которым грантодатель обязался предоставить грантополучателю грант в размере 500 000 рублей (л.д. 16-19 т. 1, далее - договор).

В соответствии с пунктом 1.2 договора грант предоставляется на реализацию инновационного бизнес-проекта «Использование спутниковых навигационных систем в определении и локализации границ этнокультурных объектов и особо охраняемых природных территорий».

На основании пункта 2.2.2 договора Общество обязалось предоставить в Департамент в течение одного года после предоставления гранта следующие документы: копии бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения (для применяющих такие режимы), а также статистическую информацию в виде копий форм федерального статистического наблюдения, предоставляемых в органы статистики, а также копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы субъекта инновационной деятельности.

Предоставленный грант подлежит возврату в Департамент в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора, а также выявления в течение 1 года со дня предоставления гранта нецелевого использования либо обстоятельств, указанных в пункте 4.1 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих малых и средних инновационных компаний, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2010 № 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее – Порядок № 241-п) (пункт 4.2 договора).

Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств (пункт 5 договора).

Платежным поручением от 20.05.2013 № 2014732 Департамент перечислил Обществу 500 000 рублей (л.д. 20 т. 1).

Письмом от 15.04.2014 № 22-Исх-2726 грантодатель уведомил грантополучателя о необходимости предоставления в Департамент в срок до 21 мая 2014 года документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств (л.д. 21, 22 т. 1).

В связи с непредставлением копий документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, истец направил ответчику требование о возврате суммы гранта (от 23.06.2014 № 22-Исх4803, л.д. 23, 24, 45 т. 1).

Невозврат Обществом полученных в виде гранта бюджетных денежных средств повлек за собой обращение Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.

26.12.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

Учитывая, что специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, то суд обоснованно посчитал возможным применить к обязательствам, возникшим из договора от 16.05.2013 № 68, общие положения об обязательствах (статьи 307-419 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом. В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на день заключения сторонами договора, предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В пункте 3 статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 4.3 Порядка № 241-п, действовавшего на момент выдачи субсидии и заключения договора, в случае выявления в течение 1 года со дня предоставления гранта обстоятельств, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка (основания отказа в предоставлении гранта), либо нецелевого использования гранта, предоставленный грант подлежит возврату в Департамент.

Согласно пункту 7.8 Порядка предоставления грантов начинающим малым инновационным компаниям, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров», утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы», вступившим в силу с 1 января 2014 года, Департамент прекращает выплату гранта и осуществляет мероприятия по ее возврату в бюджет автономного округа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: нарушение получателем гранта федерального законодательства и (или) законодательства автономного округа; нарушение получателем гранта условий договора; выявление недостоверных сведений в документах, представленных получателем гранта в целях получения гранта, если при представлении достоверных сведений отсутствовали бы основания для предоставления гранта либо если недостоверные сведения повлияли на сумму гранта в сторону ее увеличения; непредставление получателем гранта документов в соответствии с подпунктом 3.1.9 пункта 3.1 настоящего порядка; отказ получателя гранта на осуществление Департаментом и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления гранта.

Довод Департамента о неисполнении ответчиком обязанности по предоставлению в Департамент копий документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, в установленный срок уже являлся предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции, его необоснованность отражена в обжалуемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.

Судебная коллегия соглашается с непринятием указанного утверждения заявителя как несостоятельного и не нашедшего правового подтверждения, исходя из следующего.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений, соответствующими доказательствами, отвечающими признакам относимости и допустимости (статьи 67, 68 АПК РФ). Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (пункт 1 статьи 66 АПК РФ).

Так, из представленных в дело ответчиком документов, усматривается, что им фактически деятельность по реализации бизнес-проекта «Использование спутниковых навигационных систем в определении и локализации границ этнокультурных объектов и особо охраняемых природных территорий» в рамках выделенных денежных средств осуществлялась. Предоставленные в виде гранта денежные средства в сумме 500 000 рублей израсходованы на приобретение товаров, оплату оказанных услуг, выполненных работ, аренду помещения в целях утвержденного бизнес-проекта (л.д. 46, 69-150 т. 1, л.д. 1-19 т. 2).

В подтверждение факта приобретения товаров, оплаты оказанных услуг, выполненных работ, аренды помещения, ответчик предоставил истцу копии договоров, актов, платежных поручений, товарных чеков, кассовых чеков, расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов (л.д. 46, 69-150 т. 1, л.д. 1-19 т. 2).

Согласно первичным документам, не оспоренным истцом в порядке статей 65, 161 АПК РФ, денежные средства в сумме

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2015 по делу n А75-12312/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также