Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу n А75-8814/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 01 апреля 2015 года Дело № А75-8814/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П., судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1670/2015) Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор ХМАО-Югры, Служба) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2014 по делу № А75-8814/2014 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества Нефтяная компания «Аки-Отыр» (далее – ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр», Общество, заявитель) к Нефтеюганскому отделу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Нефтеюганский отдел Природнадзора ХМАО-Югры, Отдел, заинтересованное лицо), при участии в деле в качестве заинтересованного лица Природнадзора ХМАО-Югры, о признании недействительным предписания, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, установил: открытое акционерное общество Нефтяная компания «Аки-Отыр» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Нефтеюганскому отделу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным предписания от 22.05.2014 № 09-393/2014 о прекращении самовольного использования лесного участка без разрешительных документов. Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.08.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2014 требование Общества удовлетворено, предписание об устранении нарушений лесного законодательства от 27.05.2014 № 09-393/2014 признано недействительным. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что предписание вынесено на основании и по результатам привлечения Общества к административной ответственности в соответствии с постановлением от 22.05.2014 № 09-393/2014, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2014 по делу № А75-5677/2014 признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции указал, что обстоятельства, касающиеся наличия документов, подтверждающих законность использования лесного участка, установлены арбитражным судом в рамках производства по делу № А75-5677/2014, поэтому доводы заинтересованного лица направлены на переоценку правовой позиции и обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда по спору между теми же сторонами. Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт. Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель указывает на то, что оспариваемое Обществом предписание уже отменено решением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.10.2014, а также на то, что документы, подтверждающие данный факт, приобщены к материалам дела еще в ходе его рассмотрения судом первой инстанции. По мнению Службы, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь при этом на то, что решение руководителя Службы от 08.10.2014 № 31-02-6985 об отмене оспариваемого предписания не имеет юридического значения, поскольку вынесено после вынесения решения по делу А75-5677/2014. До начала судебного заседания Природнадзором ХМАО-Югры представлены письменные возражения на отзыв ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр», в которых Служба настаивает на том, что в рассматриваемом случае имеются основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку надлежащая оценка указанному выше решению руководителя Службы судом не дана. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, а также возражения на отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» 25.10.2011 заключен договор аренды лесного участка № 265/11-06 под объект: «Обустройство на полное развитие Нижне-Шапшинского месторождения. Корректировка», вид использования лесов – выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; заготовка древесины. Условиями договора определен срок его действия – до 31.01.2014 (пункт 2.1). Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. 30.04.2014 в адрес Службы от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило сообщение, из которого следовало, что срок аренды лесного участка с ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» по договору аренды от 25.10.2011 № 265/11-06 закончился. Дополнительное соглашение на продление срока аренды лесного участка не заключалось. На основании поступившей информации Отделом в отношении Общества 15.05.2014 составлен протокол об административном правонарушении № 09-393/2014 по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Постановлением от 22.05.2014 № 09-393/2014 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. (т.1 л.д.12-13). Кроме того, 22.05.2014 Нефтеюганским отделом Природнадзора ХМАО-Югры вынесено предписание от 22.05.2014 № 09-393/2014, которым Обществу предписано прекратить самовольное использование лесного участка без разрешительных документов со сроком исполнения до 01.09.2014 (т.1 л.д.15). Полагая, что указанное выше предписание является незаконным и неправомерно возлагает на ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» дополнительные обязанности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением. 26.12.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 22.05.2014 № 09-393/2014, которым на ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» возложена обязанность прекратить самовольное использование лесного участка по договору от 25.10.2011 № 265/11-06 без разрешительных документов. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, названное выше предписание выдано Обществу по результатам рассмотрения материалов возбужденного в отношении ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» дела об административном правонарушении № 09-393/2014 и в связи с установлением факта использования Обществом участка лесного фонда Нефтеюганского лесничества в отсутствие документов, подтверждающих право заявителя на использование такого участка. Указанный факт установлен вынесенным по результатам рассмотрения административного дела № 09-393/2014 постановлением от 22.05.2013 (т.1 л.д.12-13). Вместе с тем, данное постановление оспорено Обществом в арбитражный суд в рамках производства по делу № А75-5677/2014 и решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2014 признано незаконным в связи с отсутствием в действиях заявителя события правонарушения, то есть самого факта незаконного самовольного использования лесного участка. Указанное решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставлено без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, в связи с чем вступило в законную силу. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку в настоящем деле участвуют те же стороны, что и в деле № А75-8814/2014, постольку суд апелляционной инстанции приходит к выводу о преюдициальном значении судебных актов, принятых по делу № А75-5677/2014, для разрешения настоящего дела. Таким образом, установленный Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в решении от 22.09.2014 факт того, что спорный лесной участок используется Обществом на законных основаниях и при наличии подтверждающих право заявителя на использование такого участка документов, является преюдициальным фактом и не подлежит доказыванию по настоящему делу. При таких обстоятельствах, учитывая, что факт правомерного использования Обществом спорного лесного участка установлен вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что выданное ОАО Нефтяная компания «Аки-Отыр» предписание от 22.05.2014 № 09-393/2014 о прекращении самовольного использования лесного участка без разрешительных документов является незаконным и неправомерно возлагает на Общество соответствующую обязанность, в связи с чем, подлежит признанию недействительным. При этом то обстоятельство, что на момент вынесения решения суда первой инстанции оспариваемое предписание от 22.05.2014 № 09-393/2014 было отменено решением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ХМАО-Югры от 08.10.2014, не отменяет сформулированный выше вывод суда о недействительности обозначенного предписания, поскольку отмена оспариваемого в судебном порядке ненормативного правового акта органом, вынесшим такой акт (в том числе руководителем такого органа), сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного в суде требования о признании соответствующего акта недействительным или основанием для прекращения производства по делу, возбужденному арбитражным судом. Так, в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу n А75-9733/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|