Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по делу n А75-7540/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 апреля 2009 года

                                                        Дело №   А75-7540/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  15 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей  Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-1476/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение  Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2009 по делу №  А75-7540/2008 (судья Л.А.Членова), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

к Муниципальному учреждению «Администрация п. Талинка»

3-е лицо: Администрация города Нягани, Комитет по финансам Администрации г. Нягани

о взыскании 965 810 руб. 62 коп. задолженности по налогам и пени,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от Муниципального учреждения «Администрация поселка Талинка»  - Балаева Л.В. по доверенности от 21.11.2008, действительной до 31.12.2009 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Администрации г. Нягани – не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от Комитета по финансам Администрации г. Нягани - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения «Администрация п. Талинка» (далее -  МУ «Администрация п. Талинка», муниципальное учреждение, ответчик) 965 810 руб. 62 коп. задолженности по налогам и пени, в том числе:

недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 47 824 руб. и пени по указанному налогу в размере 408 826 руб. 95 коп.,

 недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), в размере 15 764 руб. и соответствующие пени в размере 60 275 руб. 90 руб.;

недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 5 753 руб. и пени по НДС в размере 425 918 руб. 55 коп.,

недоимки по налогу на имущество предприятия в размере 1 347 руб. и пени в сумме 101 руб. 22коп.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация города Нягани и Комитет по финансам Администрации г. Нягани.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2009 по делу № А46-7540/2008 в удовлетворении требований налогового органа отказано в полном объеме.

Основанием для отказа в удовлетворении требований явился пропуск налоговым органом шестимесячного срока, предусмотренного статьями 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для взыскания с налогоплательщиков сумм налогов.

Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 75 НК РФ, пришел к выводу, о том, что поскольку материалами дела не подтвержден факт возможности взыскания налоговым органом сумм налогов, за неуплату которых налоговым органом были начислены пени, то инспекция не имеет правовых оснований для взыскания сумм пеней в отрыве от основной обязанности по уплате налога.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании суммы пени в размере 29 688 руб. 60 коп. не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке, указав на необходимость отмены судебного акта и удовлетворения требований инспекции в этой части.

В обоснование своей позиции налоговый орган высказывает несогласие с выводом арбитражного суда о том, что инспекцией не доказан факт наличия возможности взыскания с налогоплательщика сумм налогов, являющихся основанием для начисления взыскиваемых пеней. Ссылается, что инспекцией в судебное заседание представлялись документы, подтверждающие своевременное принятие налоговым органом мер по принудительному взысканию недоимки.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу инспекции ответчик выражает свое несогласие с позицией налогового органа, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель МУ «Администрация п. Талинка» в судебном заседании также с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Третьи лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей инспекции и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя ответчика, установил следующие обстоятельства.

Муниципальное учреждение «Администрация п. Талинка», ИНН 8610009538, зарегистрировано 08.07.1997 Администрацией муниципального образования город окружного значения Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регистрационный номер 58781, ОГРН 1038600200374, поставлено на налоговый учет 09.07.1997 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по ХМАО -Югре, расположено по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Октябрьский район, пгт.Талинка, мкр.Центральный, д.27.

30.03.2006 налогоплательщиком в налоговый орган была представлена налоговая декларация по единому социальному налогу за 2005 год.   Согласно   данной   декларации сумма единого социального налога (ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет, составила 32 247 руб., сумма ЕСН, зачисляемого в территориальный ФОМС, составила 7 929 руб. (т. 1 л.д. 31-41).

20.04.2006 налогоплательщиком представлен расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 3 месяца 2006 года, согласно которого сумма налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составила 31 341 руб., в территориальный ФОМС -7 835 руб. (т. 1 л.д. 42-50).

27.12.2005   МУ «Администрация п. Талинка» представило в налоговый орган декларацию по НДС за ноябрь 2005 г. с суммой налога к уплате в размере 4971 руб. (т. 1 л.д. 69-79).

22.03.2005   представлена декларация по НДС за февраль 2006 г. с суммой к уплате - 782 руб. (т. 1 л.д. 80-88)..

27.07.2006 ответчик представил в налоговый орган расчет налога на имущество предприятий за 3 месяца 2006 г. с суммой налога к уплате - 1347 руб. (т. 1 л.д. 97-103).

В связи с неуплатой в установленный законодательством срок указанных сумм налогов налоговым органом на основании статьи 75 НК РФ были начислены пени за период с 06.02.2008 по 13.04.2008 в размере: 408 826 руб. 95 коп. по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет; 60 275 руб. 90 коп. по ЕСН, зачисляемому в территориальный ФОМС; 425 918 руб. по НДС и 101 руб. 22 коп. по налогу на имущество.

На уплату указанных сумм налогов и пени налоговым органом 16.04.2008 направлено ответчику требование № 1520 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 14.04.2008 со сроком уплаты до 05.05.2008 (т. 1 л.д. 9).

Поскольку требование об уплате соответствующих сумм налога и пени ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры решением от 30.01.2009 отказал в удовлетворении требований налогового органа.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что налоговый орган в апелляционной жалобе выразил несогласие с решением суда первой инстанции только в части отказа во взыскании пени в сумме 29 688 руб. 60 коп. и от муниципального учреждения не поступило возражений в связи с рассмотрением решения арбитражного суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании пени в указанной сумме.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как было указано выше, инспекцией установлен факт неуплаты муниципальным учреждением налогов за периоды 2005-2006 годы, на которые были насчитаны спорные пени.

Доводы налогового органа сводятся к тому, что им в материалы дела приложены документы, обосновывающие своевременность взыскания задолженности (меры принудительного взыскания приняты инспекцией своевременно), на которую насчитаны пени в размере 29 688 руб. 60 коп., в связи с чем данная сумма подлежала взысканию.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ.

Положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункт 9 статьи 46 НК РФ).

В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке.

С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать в отрыве от основного.

В случае, если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.

Следовательно, только в случае соблюдения налоговым органом срока взыскания задолженности возможно удовлетворение требований о взыскании суммы несчитанных на нее пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей до 01.01.2007) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также за счет имущества налогоплательщика, в порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для каждой стадии взыскания налога, сбора, пеней Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия.

Пункты 1 - 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

При

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по делу n А81-372/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также