Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А81-4416/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

16 февраля 2015 года

                                            Дело № А81-4416/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  10 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  16 февраля 2015 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14694/2014) Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.11.2014 по делу № А81-4416/2014 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250) о взыскании суммы расходов на страховое обеспечение в размере 1 540 руб. 10 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Заморова И.Н. (личность удостоверена паспортом, по доверенности № 97 от 31.12.2014); Комкова А.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 14.01.2015);

от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Филиала ОАО «Сбербанк России» – Западно-Сибирский банк - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

 

Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании суммы расходов на страховое обеспечение в размере 1 540 руб. 10 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице Филиала ОАО «Сбербанк России» - Западно-Сибирский банк.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.11.2014 по делу № А81-4416/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, Государственное учреждение – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Податель жалобы считает установленным  факт необоснованной выдачи листка нетрудоспособности №103753804422, поскольку листок нетрудоспособности не выдается гражданам: проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению военных комиссариатов.

В письменном отзыве государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Ноябрьская центральная городская больница» возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

До начала судебного заседания от Учреждения поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.

Открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице Филиала ОАО «Сбербанк России» – Западно-Сибирский банк, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  также в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители Фонда социального страхования поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей Фонда социального страхования, установил следующие обстоятельства.

Филиал открытого акционерного общества «Сбербанк России» - Западно-Сибирский банк обратился в филиал № 1 Государственного учреждения – Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения по состоянию на 01.01.2014.

Филиалом № 1 Государственного учреждения – Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.12.2013 по 31.12.2013.

По результатам проверок составлены акты от 19.03.2014 № 43 и № 4195. На основании акта камеральной проверки от 19.03.2014 № 4195 вынесено решение от 19.03.2014 № 4195 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Филиалом № 2 государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в период с 27.01.2014 по 25.02.2014 проведена проверка в отношении Учреждения, результаты которой оформлены актом плановой проверки № 2 порядка производства экспертизы временной нетрудоспособности от 25.02.2014.

По результатам проверки был установлен факт выдачи листка нетрудоспособности с нарушениями действующего законодательства, а именно: листок нетрудоспособности № 103753804422 на имя Белоусова Владимира Владимировича выдан в нарушение пункта 26 Порядка выдачи листков нетрудоспособности утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок) на период обследования по направлению военного комиссариата.

На основании листка нетрудоспособности Белоусову В.В. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем Фондом понесены убытки в размере 1 540 руб. 10 коп.

Фондом в адрес Учреждения была направлена претензия от 15.04.2014 № 07-21/06-1271 с требованием, возместить региональному отделению расходы на страховое обеспечение по листку нетрудоспособности № 103753804422 в сумме 1540 руб. 10 коп.

Поскольку Учреждением претензия оставлена без удовлетворения, уплата расходов на страховое обеспечение не произведена, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

07.11.2014 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, которое обжаловано Фондом социального страхования в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.

В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Полномочия истца для необходимых проверок обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 11 названного Закона.

Право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.

Пунктом 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, установлено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.

При этом в соответствии с пунктом 61 Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Как верно отмечает суд первой инстанции, системный анализ изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что исходя из пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ и пунктов 60 и 61 Методических указаний, иски к медицинским учреждениям могут быть предъявлены в случае необоснованной выдачи листков нетрудоспособности, а также в случае неправильного оформления листков нетрудоспособности, а именно при наличии нарушений, перечисленных в пункте 60 Методических указаний.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.

Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.

Вместе с тем, поскольку истец принял к оплате листки нетрудоспособности, которые выданы не в установленном порядке, то в силу пункта 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет заявитель.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ и пунктом 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, являются листок нетрудоспособности и в отдельных случаях справки установленной формы.

Абзацем 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (далее - Положение) предусмотрено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также по временной нетрудоспособности, беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 10 Положения выплата пособий по социальному страхованию, а также финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от формы собственности осуществляются через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности согласно пункту 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у них документов, получения объяснений, проверки данных

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу n А81-3643/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также