Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2009 по делу n А46-19798/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

10 апреля 2009 года

                                    Дело №   А46-19798/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  06 апреля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Гергель М.В.,

судей  Глухих А.Н., Зориной О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания

Кичигиной З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1375/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29 января 2009 года, принятое по делу № А46-19798/2008 (судья Чукреев Н.С.) по иску закрытого акционерного общества «Культсервис» к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области о признании договора частично недействительным,

при участии в судебном заседании представителей:

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – не явился, извещен;

от ЗАО «Культсервис» - Стоялов В.А. по дов. б/н от 11.05.2007 (три года), паспорт;

установил:

 

Закрытое акционерное общество «Культсервис» (далее - ЗАО «Культсервис», истец) обратилось в Арбитражный суд  Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР, ответчик) о признании недействительным пункта 2.1. договора купли-продажи земельного участка № 2071/2007 от 29.12.2007, заключенного между ГУЗР и ЗАО «Культсервис», в части установления цены выкупа земельного участка в размере, превышающем сумму  8 974 рубля 62 копейки, а также приложения № 1 к договору (расчет цены выкупа земельного участка).

В обоснование иска ЗАО «Культсервис» со ссылкой на пункт 1 статьи 2 Феде­рального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в дейст­вие Земельного кодекса Российской Федерации» указало, что, являясь собственником нежилых помещений, ранее отчужденных из государственной собственности, имеет право приобрести в собственность земельный участок, занятый указанной недвижимостью, по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости (8 974 рубля 62 копейки.).

Решением от 29.01.2009 Арбитражный суд Омской области признал недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 № 2071/2007, заключенного между ГУЗР и ЗАО «Культсервис» в части возложения на ЗАО «Культсервис» обязанности по оплате стоимости цены выкупа земельного участка, превышающего сумму 8 974 рубля 62 копейки.

Не согласившись с решением суда, ГУЗР в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ЗАО «Культсервис».

По мнению ответчика, для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона  от 25.10.2001 № 137-ФЗ  и исчисления цены выкупа земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости имеет значение, приобретены ли объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок. Поскольку в рассматриваемом случае объект недвижимости был отчужден из частной собственности, то выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, по правилам, установленным субъектом Российской Федерации, дифференцировано, в зависимости от ставки земельного налога. Порядок исчисления  выкупной цены в зависимости от ставки земельного налога установлен на территории города Омска Постановлением Правительства Омской области от 25.08.2005 № 96-п, в соответствии с которым ГУЗР и установило выкупную цену указанного земельного участка.

Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседания суда апелляционной инстанции не явился.

На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ГУЗР.

В судебном заседании представитель ЗАО «Культсервис» возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что при заключении договора купли-продажи ГУЗР определило выкупную стоимость земельного участка с учетом кадастровой стоимости в размере 358998, 48 рублей, новой кадастровой оценки земельного участка не было.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, право собственности у ЗАО «Культсервис» на нежилые помещения 2П общей площадью 623,80 кв.м., с номерами на поэтажном плане: 1-14 первый этаж, 1-11 третий этаж, 1-10 пятый этаж нежилого строения литера В, В1, расположенные по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, 298, возникло на основании учредительного договора от 01.04.1998 года о создании ЗАО «Культсервис», заключенного с ЗАО «Культторг» по оплате им акций имуществом на сумму 3 894 090 рублей 80 копеек.

Имущество, передаваемое ЗАО «Культторг» в счет оплаты акций ЗАО «Культсервис» было выкуплено в соответствии с утвержденным планом приватизации от 1992 года и договором выкупа арендованного имущества №16 от 26.10.1992 заключенным между Фондом имущества Омской области и арендным предприятием «Роскультторг» (правопредшественником ЗАО «Культторг»).

10.09.2008 ЗАО «Культсервис» обратилось в ГУЗР с заявлением о предоставлении в собственность 6/10 долей в праве общей собственности земельного участка, общей площадью 360 кв.м. с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0091, находящегося по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, 298, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности.

29.12.2007 между ООО «Культтовары», ЗАО «Культсервис» и ГУЗР во исполнение распоряжения № 3988-р от 07.12.2007 был заключен договор купли-продажи указанного выше земельного участка №2071/2007, в соответствии с которым доля ООО «Культтовары» в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок составляла - 4/10 доли, ЗАО «Культсервис»- 6/10 доли.

В соответствии с пунктом 2.1. договора цена выкупа доли земельного участка ЗАО «Культсервис» (6/10 доли) составила 43 079 рублей 82 копейки при кадастровой стоимости земельного участка 358 998 рублей 48 копеек (Приложение к договору).

Земельный участок (6/10 доли) был зарегистрирован за ЗАО «Культсервис» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 55 АВ № 658771 от 17.03.2008.

Поскольку при заключении договора купли-продажи и определении цены земельного участка, по мнению истца, не были соблюдены положения п.1 ст. 2 Федерального Закона № 137-ФЗ от 25.10.2007 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ от 25.10.2007) ЗАО «Культсервис» обратился с настоящим иском в суд.

Из приложения «Расчет цены выкупа земельного участка», к договору купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 № 2069/2007 следует, что цена земельного участка была определена в соответствии со статьей 2 Феде­рального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в дейст­вие Земельного кодекса Российской Федерации», Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области», постановлением Правительства Омской области от 25.08.2005 № 96- п «Об установлении цены земли при продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 «О земельном налоге на территории города Омска».

В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 предусмотрено, что  до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу, служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Содержание пункта 1 позволяет прийти к выводу, что любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.

Суд первой инстанции установил, что расположенные на земельном участке объекты недвижимости выбыли из государственной собственности на основании договора купли-продажи № 16 от 26.10.1992, заключенного между Фондом имущества Омской области и арендным предприятием «Роскультторг» (правопредшественником ЗАО «Культторг») в соответствии с планом приватизации в порядке ст. 20 ФЗ № 123-ФЗ от 21.07.1997 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Поскольку истец является собственником объектов недвижимости, ранее находившихся в государственной собственности, то суд первой инстанции обоснованно применил к правоотношениям сторон, в части определения цены выкупа земельного участка,  пункт 1 статьи 2 Федерального закона №137-Ф3 от 25.10.2001 и указал, что размер выкупной цены исходя из кадастровой стоимости земельного участка 358 998 рублей 48 копеек,  с  учетом льготы в размере 2,5%, не должен превышать 8 974 рубля 62 копейки.

Доводы ГУЗР о том, что выкупная цена спорного земельного участка должна определяться в соответствии с Постановлением правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», которым установлена новая кадастровая оценка, и должна рассчитываться из кадастровой стоимости равной 1 418 238 рублей (цена доли - 850 942 рубля 80 копеек х 2,5% = 21 273 рубля 57 копеек) являются несостоятельными.

При расчете цены выкупа долей к договору ГУЗР применил кадастровую стоимость земельного участка 358 998, 48 рублей.

Согласно пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

На территории Омской области результаты государственной кадастровой оценки земель поселений были утверждены Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области». Приложением N 1 к Указу установлена кадастровая стоимость земли на территории города Омска по видам функционального использования (в том числе минимальное, максимальное и среднее значение по каждой категории земель).

При этом Указом Губернатора Омской области № 148 от 29.12.2007 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области» признана утратившей силу таблица «город Омск» в приложении № 1 к Указу Губернатора Омской области от 19.06.03 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области». Указ опубликован в газете «Омский вестник» от 30.12.2007 № 131.

Согласно пункту 3 Указа Губернатора Омской области № 148 от 29.12.2007 настоящий Указ применяется со дня вступления в силу постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», а также постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 175-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2009 по делу n А46-23808/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также