Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А46-10427/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 января 2015 года

              Дело № А46-10427/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11497/2014) товарищества собственников жилья «На Комарова» на решение Арбитражного суда Омской области от 02.10.2014 по делу № А46-10427/2014 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья «На Комарова» (ИНН 5507208171, ОГРН 1085543059392) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства от 24.07.2014 № 05-02-06/65,

при участии в судебном заседании представителей:

от товарищества собственников жилья «На Комарова» - Скиданов Д.А. по доверенности от 24.03.2013 сроком действия 3 года, л.д. 99, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

от Государственной жилищной инспекции Омской области – Кривошеина Т.А. по доверенности № 2-ю от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Кучеренко Ю.Е. по доверенности № 7ю от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

 

установил:

Товарищество собственников жилья «На Комарова» (далее по тексту – заявитель, ТСЖ «На Комарова») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства от 24.07.2014 № 05-02-06/65.

Решением Арбитражного суда Омской области от 02.10.2014 по делу № А46-10427/2014 в удовлетворении заявленного ТСЖ «На Комарова» требования отказано в полном объеме.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на правомерность выданного ТСЖ «На Комарова» предписания от 24.07.2014 № 05-02-06/65, поскольку в квитанциях, выставляемых ТСЖ «На Комарова» собственникам и пользователям жилых помещений, в силу действующего законодательства, не должна начисляться плата за водоотведение на общедомовые нужды по горячей и холодной воде, так как Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 344) отменено определение норматива водоотведения на общедомовые нужды.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСЖ «На Комарова» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что изменения, внесенные Правительством РФ, касаются только норматива потребления коммунальной услуги «водоотведение на общедомовые нужды» и, следовательно, учитываются и применяются только в случае, если начисление платы за коммунальную услугу производится с использованием норматива потребления. В свою очередь, норматив потребления коммунальной услуги применяется только в единственном случае: когда отсутствует прибор учета потребления коммунальной услуги. В рассматриваемом случае, заключает податель жалобы, вышеуказанные изменения законодательства не имеют значения и не применяются, поскольку, в многоквартирном доме № 1 по проспекту Комарова в городе Омске, управление которым осуществляет ТСЖ «На Комарова», установлены приборы учета потребления коммунальных услуг и плата за коммунальные услуги начисляется не с использованием норматива потребления, а с применением показаний установленных приборов учетов.

В судебном заседании представитель ТСЖ «На Комарова» поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель ГЖИ Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения заместителя начальника – начальника отдела ГЖИ Омской области от 10.07.2014      №        3491    для      проверки обращения  граждан  от  09.07.2014  № П3505, проживающих в многоквартирном доме № 1 по пр. Комарова в г. Омске, в отношении ТСЖ «На Комарова» была проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проведенной поверки был составлен акт № 05-03-06/140к от 24.07.2014 о выявленных нарушениях, согласно которому, ТСЖ « На Комарова» в квитанциях, выставляемых собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома № 1 про ул. Комарова в г. Омске производят начисление на водоотведение на общедомовые нужды по горячей и холодной воде.

В связи с выявленными нарушениями в адрес заявителя было выдано предписание № 05-02-06/65 от 24.07.2014 об устранении нарушений законодательства, выявленных при поведении мероприятия по контролю ТСЖ «На Комарова», согласно которому в срок до 20.09.2014 на заявителя была возложена обязанность привести платежные документы, для оплаты коммунальных услуг жилого дома № 1 по ул. Комарова в г. Омске в соответствии с установленными требованиями.

Считая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ТСЖ «На Комарова» обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

02.10.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2 «О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области» Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2 «О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области»).

При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Исходя из положений статей 12, 17 Закона № 94-ФЗ ГЖИ Омской области, как орган государственной власти области, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

В силу подпункта «в» пункта 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги по водоотведению, то есть отведению бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344).

Согласно абзацу 1 пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в Правила № 354, в том числе была изменена редакция подпункта «в» пункта 4 Правил №354, из которого были исключены слова: «а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,». Данные изменения вступили в силу с 01.06.2013.

Таким образом, с 01.06.2013 в силу прямого указания в нормативном правовом акте коммунальная услуга на водоотведение заключается только в отводе бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, то есть без учета помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим с 01.06.2013 коммунальная услуга на водоотведение может быть предоставлена только в таком виде, что соответственно обуславливает иной принцип оплаты данной коммунальной услуги с 01.06.2013.

Кроме того, следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 также с 27.04.2013 из пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, был исключен абзац второй, который содержал следующее положение – «Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды».

Также из подпункта «в» пункта 7 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» исключено упоминание о единице измерения норматива в отношении водоотведения на общедомовые нужды. Таким образом, с 01.06.2013 норматив потребления водоотведения на общедомовые нужды отменен, то есть равен нулю.

С учетом изложенного, исходя из системного толкования вышеуказанных норм следует, что объем коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, но не оборудованных общедомовыми приборами учета коммунальной услуги по водоотведению, рассчитывается исходя из установленного норматива, в соответствии с Правилами № 354. Но поскольку норматив водоотведения на общедомовые нужды не установлен (т.е. равен нулю), и само понятие «водоотведение на общедомовые нужды» из Правил N 354 исключено, то предъявление к оплате стоимости коммунальной услуги «водоотведение на общедомовые нужды» с 01.06.2013 является неправомерным.

Таким образом, с 01.06.2013 у потребителей отсутствует обязанность оплачивать коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А75-4257/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также