Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 по делу n А46-17585/2008. Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 апреля 2009 года

                          Дело №   А46-17585/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  26 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 апреля 2009 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Рыжикова О.Ю.

судей  Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Лиопа А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Вариант-2002" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо  Омский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Правительство Омской области

о признании недействительным приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 24.06.2007 №78 в части удовлетворения номера вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, признании недостоверными результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, подготовленных Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» и об обязании  Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и исключить из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области – Кузьминой Т.А.   (удостоверение  № 183 от 01.02.2008, доверенность № 5 от 12.01.2009 сроком до 31.12.2009);

от общества с ограниченной ответственностью «Вариант-2002» – Поморовой С.В.  (паспорт серия 5203 № 058028  выдан от 25.06.2002, доверенность от 03.03.2008  сроком действия на 3 года);

от Омского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" – не явился, извещен;

от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" – не явился, извещен;

от Правительства Омской области – Фетисова В.В. (удостоверение  №  295 выдано 15.06.2006, доверенность № 08/ПП -177/01 от 11.03.2008 сроком на 3 года),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вариант - 2002» г. Омска (далее–общество, ООО «Вариант - 2002») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 седьмого номера  вида разрешенного использования путем издания Приказа № 78 от 24.06.2007; по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099; обязании Управления Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099.

В обоснование заявленных требований общество указало на отсутствие у Управление Роснедвижимости по Омской области прав по самостоятельному установлению номеров вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем Приказ не может являться законным и соответственно оценка, проведенная на его основании является необоснованной.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, считает их необоснованными.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица было привлечено Правительство Омской области.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своего представителя не обеспечили,  в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

В судебном заседании 19.03.2009 от представителя Правительства Омской области поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

По заявленному ходатайству суд определил: в судебном заседании объявить перерыв до 26.03.2009 до 10 час. 00 мин.

После возобновления судебного заседания председательствующим объявлено, о замене судьи Ивановой Н.А. и на судью Шиндлер Н.А., в связи с направлением судьи Ивановой Н.Е. в служебную командировку.

В ходе судебного заседания от представителя Правительства Омской области поступил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Представитель общества поддержала доводы, изложенные в заявлении. Просил признать незаконными действия Роснедвижимости.

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и Правительства Омской области не согласились с заявленными требованиями, считают доводы, изложенные в заявлении не правомерными и не обоснованными. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований ООО «Вариант-2002».

Представителем общества было заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов (копия распоряжения от 24.04.2005 № 103-р, кадастровый план земельного участка от 19.12.2007№ 40/07-33427, перечень объектов оценки - земельных участков от 08.11.2007).

По заявленному ходатайству суд определил: ходатайство удовлетворить, документы приобщить.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что ООО «Вариант - 2002» является собственником железнодорожных путей находящихся по адресу: г. Омск, территория Базы «Роскультторг», которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099.

Приказом «О присвоении группы видов разрешенного использования» № 78 от 24.06.2007 Управлением Роснедвижимости по Омской области земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, на котором расположены вышеуказанные железнодорожные пути, был присвоен седьмой номер вида разрешенного использования, при этом при формировании указанного земельного участка в государственный реестр земель в качестве вида разрешенного использования была внесена запись «Для общественно деловых целей».

Считая, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 седьмого номера  вида разрешенного использования путем издания Приказа № 78 от 24.06.2007 и   внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 являются незаконными,  общество обра­тилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

17.11.2008 требования заявителя удовлетворены решением Арбитражного суда Омской области, которое постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2009 отменено и дело назначено к рассмотрению по правилам первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, находит требования общества подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации  (в редакции до принятия Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, ее территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).

Земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке  земель населенных пунктов (далее– Методические указания).

В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее – Технические рекомендации).

Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Методические указания (пункте 1.2) и Технические рекомендации (приложение № 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.

Согласно п. 1.4 Методических указаний и п. 1.3. Технические рекомендации определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 указанных Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

При этом Технические рекомендации предусматривают, что при формировании перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется номер вида разрешенного использования земельных участков.

Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (подпункт 2.2.2. Методических указаний).

Из вышеизложенного следует, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок. Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.

Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования (за исключением 12 и 16), в том числе и для кадастрового квартала, имеющего номер 55:36:19 03 22.

При этом максимальный удельный показатель для кадастрового квартала, к которому относится спорный земельный участок, был утвержден для 7 вида разрешенного использования и составил 15 240 руб. 59 коп./кв.м. В соответствии с указанными результатами в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 в размере 533 313 965 руб. 87 коп.

Подпунктом 2.1.2. Методических указаний предусмотрено, что перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

Пунктом 6.3. Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 (далее – Административный регламент) определены полномочия Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в случае выявление неполноты сведений о характеристиках земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, а именно установлено, что Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает меры к выявлению отсутствующих в государственном земельном кадастре сведений о характеристиках земельных участков в имеющихся у него ресурсах, внесению их в государственный земельный кадастр и в перечень; в отношении земельных участков, по которым выявить отсутствующие в государственном земельном кадастре сведения

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2009 по делу n А70-1999/2008. Изменить решение  »
Читайте также