Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А75-7213/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 января 2015 года

              Дело № А75-7213/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12106/2014) Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.09.2014 по делу № А75-7213/2014 (судья Неугодников И.С.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «БРАТЬЯ» (ОГРН 1028600588081, ИНН 8602083030) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

при участии в деле в качестве третьих лиц: Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187),

 судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «БРАТЬЯ» (далее – истец, ООО «Братья») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – ответчик, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО – Югре) об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков:

 - с кадастровым номером 86:10:0101004:59, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Сургут, Восточный промрайон, ул. Базовая, 15, площадью 20 517,00 кв.м., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, равной 16 475 200 руб.;

- с кадастровым номером 86:10:0101004:86, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Сургут, Восточный промрайон, ул. Базовая, 15/1, площадью 15 272,00 кв.м., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, равной 13 301 900 руб.

Определением арбитражного суда от 06.08.2014 к участию в деле в качестве третьего третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Сургута и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО - Югре).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.09.2014 по делу № А75-7213/2014 исковые требования ООО «БРАТЬЯ» удовлетворены в полном объеме.

При принятии решения суд первой инстанции, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 29.07.19978№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об  оценочной  деятельности), правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, исходил из того, что рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 подтверждена документально.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО – Югре обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Общества в полном объеме.

В апелляционной жалобе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО – Югре выразил несогласие с решением суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:86 в размере рыночной, поскольку указанный земельный участок с 15.02.2012 имеет статус «аннулированный» и сведения о нем, внесенные в государственный кадастр недвижимости, утратили актуальный характер.

Поступившие в Восьмой арбитражный апелляционный суд письменные отзывы Управления Росреестра по ХМАО – Югре и ООО «БРАТЬЯ» на апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО - Югре, не приобщены к материалам дела в связи с отсутствием доказательств их направления в адрес лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поскольку данные отзывы поступили в апелляционный суд в электронном виде, то они остаются в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежат.

До начала судебного заседания от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО - Югре, Управления Росреестра по ХМАО – Югре, поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО «БРАТЬЯ», Администрации города Сургута, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не заявивших ходатайства об отложении судебного разбирательства

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

ООО «БРАТЬЯ» на основании договора купли-продажи земельного участка от 31.07.2012 № 1597 (т.2 л.д. 41-43) является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:59, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Сургут, Восточный промрайон, ул. Базовая, 15, площадью 20 517,00 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 86-АБ № 474096 (т.2 л.д. 40 ) , выданным 11.09.2012 Управлением Росреестра по ХМАО – Югре;

ООО «БРАТЬЯ» также на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.12.2011 № 1328 (т.2 л.д. 34-36) является собственником 45/100 доли земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:86, расположенного по адресу: Россия, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Сургут, Восточный промрайон, ул. Базовая,15/1, площадью 15 272,00 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 86-АБ № 358655 (т.2 л.д. 33), выданным 18.02.2012 Управлением Росреестра по ХМАО – Югре.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 № 343-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее -постановление № 343-п), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в автономном округе по состоянию на 1 января 2010 года, в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:59 в размере 63 181 691 руб. 16 коп., земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:86 в размере 104 624 195 руб. 84 коп.

Данная кадастровая стоимость была указана также в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 14.04.2011 № 8610/201/11-2426 (т.2 л.д. 38) в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:86, и кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 28.06.2012 № 86/202/12-60124 (т.2 л.д. 44) в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:59.

По инициативе истца была произведена оценка рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101004:59 и 86:10:0101004:86.

Согласно Отчету № 538Р-07.2014 «Об оценке рыночной стоимости земельных участков» (т.2 л.д. 47-85), подготовленному ООО «Судебная экспертиза и оценка», оценщиком Грибановой М.С., рыночная стоимость на 01.01.2010 земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:59 составляет 16 475 200 руб. 00 коп., земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101004:86 составляет 13 301 912 руб. 00 коп.

Согласно положительному экспертному заключению от 08.09.2014 № 700/14-14 Отчет № 538Р-07.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности».

Сославшись на то обстоятельство, что содержащаяся в государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101004:59 и 86:10:0101004:86 существенно завышена по сравнению с их рыночной стоимостью, истец обратился в суд с указанными выше требованиями.

19.09.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно Федеральному стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».

В соответствии частями 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец имеет право на проведение оценки земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащих Обществу на праве собственности спорных земельных участков, как и нормативный акт об их утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

В соответствии со статьей 6 Закона об оценочной деятельности физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» установлено, что в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу n А70-8405/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также