Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А75-4793/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 19 января 2015 года Дело № А75-4793/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13281/2014) Администрации Советского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.09.2014 по делу № А75-4793/2013 (судья Гавриш С.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью «Северавтотранс» (ОГРН 1028600508155, ИНН 8602060280) к Администрации Советского района (ОГРН 1028601846965, ИНН 8615007291), третьи лица: Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о взыскании 7 948 360 руб., при участии в судебном заседании: от Администрации Советского района – представителя Багаева О.П. (доверенность № ВТ-11427/14 от 05.12.2014 сроком действия по 31.12.2015), от общества с ограниченной ответственностью «Северавтотранс» – представителей Горчяковой Т.П. (доверенность № 70 от 26.12.2014 сроком действия по 31.12.2015), Ахметова Д.Р. (доверенность № 71 от 26.12.2014 сроком действия по 31.01.2015), установил: общество с ограниченной ответственностью «Северавтотранс» (далее – ООО «Северавтотранс», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации Советского района (далее – Администрация, ответчик) о взыскании убытков в размере 6 010 559 руб. 91 коп. (с учётом уточнений). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент финансов), Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба по тарифам), Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент дорожного хозяйства и транспорта). Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.09.2014 по делу № А75-4793/2013 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 6 010 559 руб. 91 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 53 052 руб. 80 коп., судебные издержки (расходы на оплату услуг эксперта) в размере 600 000 руб. В случае неисполнения решения суда с Администрации в пользу общества взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 процента годовых, начисляемые на взыскиваемую настоящим решением суда денежную сумму в размере 6 663 612 руб. 71 коп., начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Со дня частичного исполнения решения суда указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся сумму долга. Этим же решением с депозитного счета Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ООО «ЗапСиб-Аудит» за проведение экспертизы по делу перечислены денежные средства в сумме 600 000 руб., ООО «Северавтотранс» из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 9 689 руб., уплаченная по платежному поручению от 30.04.2013 № 2112. Не согласившись с решением суда, Администрация в апелляционной жалобе и дополнении к ней просила его отменить полностью и прекратить производство по делу. В обоснование апелляционной жалобы и дополнения к ней ответчик указал на то, что муниципальное образование Советский район не обязано возмещать убытки, образовавшиеся в результате разницы между экономически обоснованным и установленным тарифом на проезд в общественном транспорте. Истцом не представлены доказательства вины Администрации в убытках. Вопрос о лице, причинившем убытки, перед экспертом не ставился. Представленные в обоснование исковых требований договоры на 2010 и 2011 годы заключены не в целях возмещения недополученных доходов, а в целях обеспечения регулярного, качественного обслуживания населения Советского района пассажирскими перевозками. Принятые на себя обязательства по предоставлению субсидий в 2009 году Администрация исполнила полностью, такие же выплаты производила в 2010 и 2011 годах. Общество было согласно с размером выплаченных субсидий. Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности за 2009 год с 31.12.2012, за 2010 год с 29.01.2013. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно взыскал с Администрации проценты за пользование чужими денежными средствами в случае неисполнения решения суда. Истец и третьи лица в письменных отзывах на жалобу указали на необоснованность доводов ответчика, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, уточнил, что просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Представитель истца высказался согласно отзыву на жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобы, дополнение к ней, отзывы на жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения. Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и установил, что исковые требования мотивированы тем, что общество в 2009-2011 годах во исполнение обязательств, принятых по заключенным с Администрацией договорам, осуществляло перевозки жителей муниципального образования Советский район автомобильным транспортом общего пользования по установленным уполномоченными органами тарифам, которые не являлись экономически обоснованными. Сумма, предъявленная истцом к взысканию с учетом уточнения (6 010 559 руб. 91 коп.) в качестве убытков (недополученных доходов) рассчитана истцом, исходя из составленного по результатам судебной экспертизы заключения, как разница между фактически понесенными им расходами в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам в 2009-2011 годах автомобильным транспортом общего пользования на территории Советского района и размером выплаченных субсидий. Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи Администрацией апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее. Из материалов дела усматривается, что между Администрацией (организатор) и ООО «Северавтотранс» (исполнитель) 01.04.2009 заключен договор на предоставление субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием населению транспортных услуг межмуниципального сообщения в границах Советского района. Данный договор заключен на основании постановления главы Администрации Советского района от 04.03.2008 № 488 «О Порядке субсидирования из средств бюджета Советского района» и постановления главы администрации Советского района от 25.09.2009 № 448 «О предоставлении субсидии из средств бюджета Советского района обществу с ограниченной ответственностью «Северавтотранс» в период с 01.04.2009 по 31.12.2009». В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 названного договора исполнитель обязался осуществлять оказание населению транспортных услуг межмуниципального сообщения в границах Советского района по установленным маршрутам в соответствии с пунктом 1.2 и действующим законодательством, Администрация обязалась, в свою очередь, возместить исполнителю недополученные расходы путем расчета разницы между фактическим размером экономически обоснованных затрат на оказание услуг и размером установленных нормативными правовыми актами тарифов. Кроме того, между Администрацией (организатор перевозок) и ООО «Северавтотранс» (перевозчик) заключен договор № 1 от 31.12.2009 по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на территории Советского района в 2010 году и договор № 1 от 29.12.2010 по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Советского района в 2011 году. По условиям договора № 1 от 31.12.2009 организатор перевозок поручил, а перевозчик принял на себя обязательства по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на территории Советского района в 2010 году по маршрутам №№ 102-106, 109. В соответствии с условиями договора № 1 от 29.12.2010 организатор перевозок поручил, а перевозчик принял на себя обязательства по осуществлению регулярных пассажирских перевозок транспортом категории М3 (автобусами) на территории Советского района в 2011 году по маршрутам №№ 102, 104, 105, 109. Оказание истцом услуг по пассажирским перевозкам на основании названных договоров и размер фактически понесенных им в 2009-2011 годах затрат в связи с их оказанием подтверждается представленными в материалы дела первичными документами. Перевозка осуществлялась по тарифам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 274-П от 23.12.2008 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриокружным и межобластным маршрутам и автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении» и Приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.06.2011 № 36-нп «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриокружным и межобластным маршрутам и автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении», что лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Также лицами, участвующими в деле, не оспаривается объем, качество оказанных услуг по перевозке в спорный период. Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, что Администрация в 2009-2011 годах в целях возмещения затрат общества на пассажирские перевозки выплачивала последнему субсидии. Как указывалось ранее, сумма, предъявленная истцом к взысканию в качестве убытков, рассчитана истцом как разница между фактически понесенными им расходами в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам в 2009-2011 годах автомобильным транспортом общего пользования на территории Советского района и размером выплаченных субсидий. В силу статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков. С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать не только факт оказания им услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, но и наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за соответствующие услуги, факт неисполнения им должным образом обязанности по выплате субсидии, а также ее размер. Наличие у ответчика обязанности производить выплаты субсидий за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом подтверждается следующим. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В силу статьи 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. По правилам части 1 статьи 78 БК РФ в редакции, подлежащей применению, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 3 части 2 статьи 78 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу n А70-7002/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|