Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А46-22253/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 апреля 2009 года

                                                      Дело №   А46-22253/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1205/2009) Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала № 9) (далее – ГУ ОРО ФСС РФ)

на решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 по делу № А46-22253/2008 (судья Чулков Ю.П.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) (далее – ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО); Общество))

к ГУ ОРО ФСС РФ,

о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 14.10.2008 № 85 с/с,

при участии в судебном заседании:

от ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) − представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от ГУ ОРО ФСС РФ – Вагнер Н.А. по доверенности от 24.12.2008 № 57, действительной до 31.12.2009 (удостоверение № 67 от 24.06.2004); Оськиной С.Н. по доверенности от 22.12.2008 № 46, действительной до 31.12.2009 (удостоверение № 153 от 02.08.2005),

установил:

 

ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ГУ ОРО ФСС РФ о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 14.10.2008 № 85 с/с.

Решением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 требование ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) удовлетворено.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что оспариваемое решение ГУ ОРО ФСС РФ не содержит описания нарушения, допущенного Обществом, а лишь указывает на непринятие к зачету расходов в определенной сумме, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в связи с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.

В апелляционной жалобе ГУ ОРО ФСС РФ просит решение суда отменить.

Податель апелляционной жалобы указывает, на неправильное применением судом норм материального права, а именно – норм, регламентирующих порядок вынесения и содержание решения о непринятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования. Полагает, что к решениям такого рода не применимы нормы Налогового кодекса Российской Федерации о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которые суд первой инстанции применил при разрешении настоящего спора.

ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей ГУ ОРО ФСС, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Сотрудниками ГУ ОРО ФСС РФ проведена документальная выездная проверка ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного плательщиком единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 по 30.06.2008, результаты которой оформлены актом документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию № 154 с/с от 25.08.2008.

По результатам рассмотрения указанного акта директором Филиала № 9 ГУ ОРО ФСС РФ вынесено решение № 85 от 14.10.2008 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в сумме 82469 рублей 43 копеек.

Полагая, что решение ГУ ОРО ФСС РФ, нарушает права и законные интересы ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО), последнее обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.

26.01.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ГУ ОРО ФСС, исходя из следующего.

Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее – Методические указания).

Данные Методические указания зарегистрированы в Минюсте России 13.05.2008 № 11667 и регламентируют, в частности, порядок проведения выездных проверок Фонда социального страхования, составление и форму актов проверок, порядок вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя - работодателя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию с индексом «с/с».

Акт состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

В вводной части акта отражают общие сведения о проводимой ревизии и страхователе.

Согласно пункту 17 Методических указаний в описательной части акта излагают документально подтвержденные факты выявленных нарушений:

- в расходовании страхователем средств на цели обязательного социального страхования;

- в начислении и уплате страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством.

По каждому факту нарушения необходимо указать:

- за счет каких средств произведены расходы на цели обязательного социального страхования (единый социальный налога, средств, полученных от ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ;

- вид пособия (иных расходов), характер допущенного нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем;

- период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;

- количественные и суммовые расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда по соответствующему разделу, либо данными, отраженными в отчете по страховым взносам (разд. I формы 4а ФСС РФ), и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах-ордерах);

- ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения;

- соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в Приложения к нему.

Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в Приложениях.

Заключение акта или итоговая часть должны в соответствии с пунктом 18 содержать, в случае если выявлены нарушения, следующие данные:

а) сведения о расходах, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке:

- не принятых к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд (для страхователя - плательщика единого социального налога), в том числе:

- на выплату пособий по обязательному социальному страхованию;

- необоснованно израсходованные средства, полученные от отделения ФСС РФ (его филиала) страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в том числе:

- на выплату пособий по обязательному социальному страхованию;

- на оздоровление детей;

- не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (для страхователей, добровольно уплачивающих взносы в ФСС РФ);

б) сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в том числе в связи с непринятием к зачету расходов в счет страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд;

в) сведения о суммах выявленных недоплат по пособиям.

Также в заключительной части указывают предложения проверяющих.

Акт проверки подписывают проверяющие и руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Если у последнего есть возражения или замечания по акту, он должен сделать оговорку об этом перед своей подписью (пункт 20 Методических указаний).

Если руководитель организации откажется подписывать акт, соответствующую запись («от подписи отказался») проверяющие сделают на последней странице этого документа (пункт 21 Методических указаний).

Один экземпляр акта вручается руководителю компании, а если он уклоняется от его получения, акт направляется страхователю по почте заказным письмом. Документ считается врученным страхователю на шестой день после отправления письма (пункт 22 Методических указаний).

Со дня получения акта страхователю предоставляется 15 рабочих дней для того, чтобы представить в отделение ФСС РФ письменные возражения или объяснения мотивов отказа подписать акт и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов (пункты 20 и 23 Методических указаний).

Еще десять дней предусмотрено для вынесения руководителем отделения ФСС РФ решения о привлечении либо непривлечении страхователя к ответственности. Соответствующее решение должно быть оформлено протоколом (пункт 24 Методических указаний).

В результате выездной проверки по обязательному социальному страхованию выносится решение, в частности, о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального страхования на цели обязательного социального страхования (Приложение 12 к Методическим указаниям).

При вынесении данного решения страхователю следует отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представить в территориальный орган ФНС уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что по результатам проведенной ГУ ОРО ФСС проверки Общества по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком плательщиком единого социального налога в счет начисленного плательщиком единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 по 30.06.2008 составлен акт № 154с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию.

Из содержания указанного акта следует, что проверка проведена в отношении расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд:

а) на выплату пособий по обязательному социальному страхованию: пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам; пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособия при рождении ребенка; пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение либо возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению; на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидов-детства до достижения ими возраста 18 лет;

б) на оплату путевок на оздоровление работников и детей работников.

В отношении каждого вида пособия указано:

- на характер допущенного нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые не соблюдены страхователем;

- на период, к которому относится совершенное правонарушение;

- на ссылки на первичные документы и сводные таблицы, составленные по результатам проверки и оформленные в виде отдельных приложений к акту проверки.

Таким образом, составленный ГУ ОРО ФСС РФ акт № 154с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 25.08.2008 соответствует Методическим указаниям.

Доказательств, опровергающих означенные обстоятельства, Обществом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО), ознакомившись с актом № 154с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию, направило в адрес ГУ ОРО ФСС свои возражения (л.д. 24).

По результатам рассмотрения материалов проверки директор Филиала № 9 ГУ ОРО ФСС РФ вынес решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 14.10.2008 № 85 с/с, которое соответствует по форме и содержанию, указанному в Приложении 12 к Методическим указаниям.

Утверждение ОАО ОмПО Радиозавод им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) о том, что оспариваемое решение по своему содержанию не соответствует пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А75-2139/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также